• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Ничего не изменилось за две тысячи лет»: русская тема в творчестве Альфонса Мухи

Искусствознание. 2012. № 3-4. С. 376-389.

В статье рассматриваются работы чешского художника А. Мухи, посвященные России, в частности, полотно «Отмена крепостного права в России» (1914) и серия фотографий, сделанных в 1913 году. Московские фотографии Мухи - к тому време­ ни широко известного в качестве яркого графика, одного из главных представителей ар-нуво, - отражают явный интерес к динамическим образам: художник стремится не просто запечатлеть людей в движении, но извлечь новые средства выразитель­ ности из спонтанного, «быстрого» фотографирования. В процессе работы над афи­ шами и картинами Муха часто прибегал к фотографированию позирующих моделей (в том числе позируя и сам), но в Москве этот опыт постановщика и актера был решительно дополнен практикой внимательного наблюдателя. В статье освещается тот факт, что некоторые фигуры с фотографий вошли практически без изменений в картину - с сохранением не только внешнего вида, но также поз и ракурсов, задан­ ных условиями съемки. Отмечено влияние образного мышления В.И. Сурикова на чешского коллегу, проведен сопоставительный анализ их картин - «Утро стрелец­ кой казни» и «Отмена крепостного права в России».