?
“The Attempt at Objectivity”: Modernism in Wyndham Lewis’s Autobiography
В представленной статье автобиография У. Льюиса «Подрывник и бомбардир» (1937) рассматривается как инструмент переоценки модернизма и его репрезентации для широкой аудитории читателей популярной литературы. То, что Льюис прибегает к жанру автобиографии, чтобы концептуализировать модернизм и занять позицию извне/изнутри него, свидетельствует об отходе автора от критики современного типа субъективности, исторического подхода к индивидуальности и фикционализации автобиографии в других его работах. Эта перемена вызвана не только стремлением Льюиса заработать на популярности автобиографий и укрепить свое положение в истории современной литературы. Выбор, сделанный Льюисом в пользу автобиографии, отражает также его разочарование в идее революционного и в то же время беспристрастного модернизма, с высокими эстетическими стандартами которого автор тем не менее хотел сохранить взаимосвязь. В этом контексте установка автобиографии Льюиса на популяризацию может рассматриваться как переосмысление неудавшейся попытки модернистов достичь в своем творчестве эстетической объективности. При помощи автобиографии Льюис дает модернизму оценку со стороны, переворачивая модернистские установки на усложненность, элитарность и автономность и указывая на соответствующие противоречия в собственной эстетике.
В разделе «Субъективность и автобиография в критике Льюиса» на основе анализа рефлексии автора о субъективности (которая в условиях современности становится все более типизированной и проблематичной) и автобиографии (идеологизированной репрезентации «я», противоположной искусству) делается вывод, что обращение автора к этому жанру в определенной степени противоречит его собственным критическим установкам. В разделе «Превращаясь в “популярного” автора» рассматривается процесс постепенного изменения отношения Льюиса к его читательской аудитории, в результате которого автор переходит от критического письма к автобиографии, чьи прагматические установки резко контрастируют с некоторыми принципами, изложенными в более ранних работах Льюиса. В разделе «Беспристрастность и автобиограф» показано, что Льюис тем не менее прилагает значительные усилия для того, чтобы выстроить взаимосвязь между своей критикой и автобиографией, что дает основания рассматривать «Подрывника и бомбардира» не только как книгу, наскоро написанную для удовлетворения читательского спроса на автобиографии, но и как серьезное концептуальное переосмысление модернизма.