• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Почему психологи не знают математику? Влияние актуализации профессиональных стереотипов на решение математических задач

Гулевич О. А., Орел Е. А., Бурова М. Б.

Стереотипная угроза — важный фактор, оказывающий влияние на учебные и профессио-
нальные достижения человека. Источником подобной угрозы служат стереотипы, в кото-
рых подчеркивается неспособность членов определенной социальной группы решать кон-
кретные задачи. В данном исследовании было проанализировано влияние стереотипов,
касающихся психологов («психологи не способны к математике»), на отношение студен-
тов-психологов к курсу статистики и качество решения ими математических задач. Мы
предположили, что актуализация в сознании студентов-психологов стереотипной угрозы
ухудшает их отношение к курсу статистики и понижает качество решения математических
задач. Однако ее влияние зависит от личностных ресурсов, которыми обладают студенты:
чем выше самоэффективность и жизнестойкость человека, тем меньше он подвержен воз-
действию негативных стереотипов. В исследовании приняли участие 94 студента-психоло-
га, недавно приступившие к изучению статистики. Члены одной экспериментальной груп-
пы подвергались воздействию стереотипной угрозы, а члены другой — нет. Для этого у чле-
нов первой группы актуализировали негативные стереотипы: рассказывали о том, что, по
данным исследований, психологи хуже решают математические задачи, чем представители
других специальностей. В то же время у членов второй группы такие стереотипы не актуа-
лизировали. После этого все респонденты заполняли методики для измерения самоэффек-
тивности и жизнестойкости, оценивали свое отношение к курсу статистики, а также реша-
ли ряд математических задач. В соответствие с гипотезами, результаты исследования про-
демонстрировали, что стереотипная угроза действительно понижает эффективность
решения математических задач и ухудшает отношение к курсу статистики. Однако ее влия-
ние опосредуется самоэффективностью и одним из компонентов жизнестойкости — вовле-
ченностью.