?
Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта
В статье представлены результаты изучения особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В эмпирическом исследовании были использованы опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой и шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан. Основная идея научного изыскания – оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с такими детьми-дошкольниками средствами психологического тренинга, нацеленного на формирование у родительниц эмоционально-чувственной, эмпатийно-поведенческой и когнитивно-рефлексивной составляющей общения. Полученные данные позволяют описывать эмоциональную сторону взаимодействия матери с дошкольником, имеющим интеллектуальные нарушения, как дизьюнктивную – для большинства опрошенных матерей характерна низкая чувствительность к состоянию и потребностям такого ребенка, непонимание причин его поведения, неспособность к сопереживанию ему в трудных ситуациях. С целью повышения способностей матерей к пониманию собственного ребенка, его переживаний, состояний, интересов, особенностей и закономерностей его развития, а также изменения отношения родителей к ребенку и себе была реализована тренинговая программа. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительное влияние групповой работы на специфику детско-родительского эмоционального взаимодействия. Увеличилось число матерей, которые понимают настроение ребенка с интеллектуальными нарушениями, сочувствуют ему, устанавливают с ним спокойные отношения. Мамы научились контролировать развитие дошкольника, стали чаще стремиться к телесному контакту с ним. Многие начали оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, учитывать его настроение и интересы при планировании досуга.