• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Потерянные годы здоровой жизни в результате дорожно-транспортных происшествий в России

Профилактическая медицина. 2017. Т. 20. № 5. С. 30-36.

В России дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются одной из главных причин травматизма населения: в 2016 г., помимо 20 тыс. погибших, было зарегистрировано более 220 тыс. ранений различной степени тяжести. Анализ эпидемиологии травматизма все еще базируется преимущественно на показателях смертности, концентрируясь тем самым на проблемах, затрагивающих только верхушку «пирамиды травматизма». Цель исследования — оценить потери от дорожно-транспортного смертельного и несмертельного травматизма, используя интегральные показатели здоровья населения, тем самым более полно осветить проблему травматизма в России. Материал и методы. Была использована концепция и методология потерянных лет здоровой жизни. Эмпирическая база об умерших включала реконструкцию чисел погибших в России за 1959—1998 гг., представленную в ряде исследований, и данные текущего учета демографических событий за 1999—2012 гг.2; информация о раненых получена из статистических сборников НИЦ ГАИ МВД и Росстата; данные о структуре травматизма пострадавших в ДТП за 2000—2012 гг. получены на основе медицинской статистики (форма №57). Результаты. Число потерянных лет жизни от смертности и травматизма в результате ДТП в 2012 г. в России, рассчитанное на основе перспективного подхода, составило 1714 тыс. человеко-лет, что на 24% меньше, чем показатель, полученный на базе ретроспективного подхода. Оценки потерянных лет жизни в результате смертности от ДТП, полученные на основе перспективного и ретроспективных подходов, весьма близки (1413 и 1592 тыс. потерянных человеко-лет соответственно), тогда как число потерянных человеко-лет в результате травматизма различается существенно (302 и 664 тыс. потерянных человеко-лет соответственно). Заключение. Перспективные оценки потерянных лет жизни близки к данным ВОЗ, что свидетельствует о возможности использования российской медицинской статистики для оценки потерянных лет жизни от ДТП, а в будущем и по всему кругу внешних причин.