Статья
Переезды внутри Москвы: как тип домохозяйства и стиль жизни предопределяет выбор места жительства
Данная статья основана на материалах 3-х последовательных этапов работы с данными (qual->quant->qual)посвященных анализу внутригородских переездов жителей Москвы. На первом этапе (qual) на материалах биографических интервью советских поколений проанализированы жилищные траектории, в результате построена типология внутригородских переездов, актуальная для Москвы ХХ века, и показано, что в советское время траектории внутригородских переездов были преимущественно предопределены внешними обстоятельствами и решениями «сверху» (подселение, «дали квартиру»).
Разработанная на первом этапе типология переездов легка в основу 2-ой количественной части – анкеты, измеряющей внутригородские переезды современных горожан. В результате онлайн опроса с участием 153 респондентов (quant) и последующего кластерного анализа были выделены 6 групп “переезжающих” москвичей. Показано, что современные переезды связаны, в первую очередь, с индивидуализированным желанием горожанина улучшить жилищные условия, выбрать жилое пространство, соответствующее его типу семьи и образу жизни.
На 3-м этапе, из участников опроса было выбрано 16 информантов 18-30 лет. С ними были проведены полуформализованные биографические интервью (qual), детализирующие тему переезда и значения современного жилья. Показано, что для молодежи, жилище, с одной стороны, сохраняет функцию традиционного «дома» (сон, хранение вещей и др.) а, с другой стороны, выполняет роль и «рабочей зоны» (работа на компьютере, творчество) и «публичной площадки» для реализации коллективных действий.
В статье анализируется роль и значение семьи как одного из важнейших институтов социализации, раскрывается механизм и степень ее влияния на изменение социально-профессиональной структуры современного российского общества. Одним из главных выводов является положение о том, что межпоколенная мобильность носит преимущественно вынужденный характер и во многом обусловлена глубокими структурными сдвигами в российской экономике.
На основе анализа публикаций немецких социологов, посвященных проблемам развития образования в условиях современной трансформирующейся Германии, в работе рассматривается положение трех проблемных социальных групп: иммигрантов и детей из их семей; представителей социально уязвимых слоев; различных категорий женщин. В числе социально уязвимых слоев подробно рассматриваются проблемы различных категорий людей с ограниченными возможностями, а также людей, находящихся в недрах пенитенциарной системы и лиц, освобожденных из мест заключения. Гендерная проблематика в системе образования касается вопросов профессионального поддержания одиноких матерей, проблемы научной карьеры немецких женщин. Проведенный анализ позволил сформулировать основной вывод немецких социологов: система образования объединенной Германии перестала выполнять свою основную функцию – создание предпосылок для того, чтобы социальный успех людей был связан с их способностями, настойчивостью и энергией. Вместо этого уже на этапе общеобразовательной школы существующая система образования Германии является скорее институтом нисходящей, а не восходящей социальной мобильности.
Тема сборника - обеспечение равенства шансов детей на получение качественного образования - является сегодня приоритетным направлением исследований и актуальным трендом образовательной политики во всем мире.
Сборник включает статьи российских исследователей, характеризующие ситуацию с доступностью качественного образования в России, обзор международного опыта реализации стратегий и программ выравнивания шансов детей на получение качественного образования, а также предложения по формированию национальной стратегии действий в данной области.
Сборник материалов может быть полезен как профессионалам в сфере образования (руководителям и специалистам органов управления образованием всех уровней, руководителям образовательных учреждений, руководителям и специалистам образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку и переподготовку педагогических и управленческих кадров для системы образования), так и общественности, вовлеченной в обсуждение перспектив развития российской школы.
Сборник статей составлен по результатам V Международной научно-практической конференции "Человек. Культура. Общество" (Пенза, май 2013 г)
С появлением и распространением автомобиля в жизни отдельных социальных групп и общества в целом произошли существенные изменения, которые затрагивают сегодня едва ли не все сферы человеческих отношений. Сформировалась особая система ценностей, норм и правил, влияющих на поведение и самоопределение людей, субъективные ощущения пространства, времени и удовлетворенности жизнью. В книге показано, что автомобильное потребление представляет собой динамичную и неоднородную социальную практику, которая имеет утилитарные и символические характеристики. Обсуждаются ценностно-символические характеристики советской и постсоветской культуры автомобильности. Автор приводит результаты социально-антропологического исследования рынка подержанных машин, музеев ретро-автомобилей и клубов любителей автомобилей-олдтаймеров, применяя подход культурной биографии и останавливаясь на социальном значении городских сообществ.
Цель настоящей статьи состоит в оценке по параметрам необходимости и достаточности существующего и возможного воздействия действующего уголовного права на социальные процессы и, в частности, на социальную мобильность как она понимается и описывается за пределами юридической литературы. В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к возникновению проблемы, информационным предпосылкам и направлениям ее исследования, а также некоторые стороны собственно механизма уголовно-правовой охраны социальной мобильности.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
В статье анализируются и сравниваются несколько подходов к понятию отцовства, присутствующих в западной социологической традиции: биологический детерминизм, социальный конструктивизм и биосоциальная теория. Проблематика отцовства и родительских практик мужчин маргинализирована в современных российских социальных иссследованиях, посвященных семейной тематике, и этот факт закрепляет традиционное неравенство в семейных отношениях, когда роль отца считается вторичной по сравнению с материнской ролью. В западных критических мужских исследованиях, напротив, можно выделить несколько этапов: развитие «поло-ролевой» парадигмы (биологический детерминизм), возникновение концепции гегемонной маскулинности, междисциплинарный этап (биосоциальная теория). В соответствии с подходом биологического детерминизма отец выступает как патриарх, продолжатель рода и ролевая модель для преемников. Социальный конструктивизм рассматривает функции мужчины в семье с точки зрения маскулинного давления и утверждения гегемонии над женщиной и детьми. Биосоциальная теория стремится объединить биологическую детерминированность отцовства с социальным, культурным и личностным контекстом. В статье показано, что эти подходы непосредственно связаны с уровнем развития общества, отношением к институтам семьи и брака, уровню эгалитарности гендерного порядка
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.