• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 71 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Bankovskaya S. INTERaction. INTERview. INTERpretation. 2017. Vol. 1. No. 13. P. 39-43.
Добавлено: 21 октября 2017
Статья
Spirina M., Ковалева Е. С. INTERaction. INTERview. INTERpretation. 2015. No. 9. P. 16-30.
Добавлено: 30 июня 2015
Статья
Popov D. INTERaction. INTERview. INTERpretation. 2007. No. 4. P. 174-187.
Добавлено: 11 июня 2013
Статья
Старцев С. В. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2019. Т. 11. № 20. С. 97-113.

В статье анализируется биографический кейс онкологического заболе-вания с проблематизированным отношением к традиционной медицине.Автор рассматривает биографические выборы информантки и проблему не-следования медикалистской стратегии лечения. Применяя аналитическуюоптику методов социальной теории, автор стремится показать, что прожи-ваемая биографанткой болезнь и согласовываемая с диагнозом жизнь не-разрывно связаны с теми социальными отношениями, внутри которых этитермины овеществляются, а именно — в рамках коммуникации «врач-па-циент». Анализ этой социальной диады с помощью методов антропологиии нарратологии приближает к пониманию болезни как феномена, опосредо-ванного культурными кодами общества, доминирующей моделью которогоявляется биомедицинская парадигма изучения «заболевшего тела».

Добавлено: 25 декабря 2019
Статья
Полухина Е. В., Ваньке А. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2014. № 8. С. 36-51.

В статье изучается мемориальный ансамбль Вечный огонь в Александровском саду совместно с Могилой Неизвестного солдата и Постом Почетного караула, выполняющий функции «места памяти» и «публичного места». Авторы приходят к выводу о том, что рассматриваемый в статье мемориал является «публичным местом памяти», которое, во-первых, участвует в поддержании национального единства, во-вторых, транслирует память о войне и победе, в-третьих, предоставляет рекреативные возможности для культурного потребления и проведения досуга горожан и туристов.

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Рождественская Е. Ю. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2009. № 5. С. 108-119.
Добавлено: 14 января 2010
Статья
Ваньке А. В., Рождественская Е. Ю., Гольман Е. А. и др. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2016. № 12. С. 80-88.

Аналитическая дискуссия направлена на осмысление визуальных изображений телесности в контексте профессий. Участники дискуссии осуществляют интерпретацию фотографий китайских бортпроводников и солдата с точки зрения разных теоретических подходов, создавая комплексное видение анализируемых объектов.

Добавлено: 24 июня 2017
Статья
Санина А. Г. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 9. С. 79-95.

Статья раскрывает инструментальные аспекты визуальной политической иронии, локализованной в социальных сетях и блогах. Предмет исследования составляют контекст, контент и эмоциональный фон использования визуальных инструментов иронической политической коммуникации в сообществе «Potsreotizm», организованном на платформе LiveJournal и существующем уже более 10 лет. Факты визуальной политической иронии рассматриваются как результат эмоциональной оценки событий, который выражается в «визуальном иносказании» - сообщениях, обладающим скрытым смыслом, понятным участникам сетевого сообщества. В теоретико-методологическом плане исследование опирается на социологическую теорию иронии и теорию визуального анализа. Методика исследования носит качественный характер и направлена на анализ восприятия власти и государственно-гражданских отношений со стороны дискурсивно активной аудитории. На основе использования интерпретативного анализа визуальных данных, метода сценарного анализа, методики анализа ситуативной иронии делается вывод, что визуальная политическая ирония демонстрирует совокупность сигналов необходимости социально-политических изменений. Широкое распространение визуальных форм политической иронии трактуется как процесс формирования нового способа передачи информации, трансляции социальной позиции и обозначения социальных границ.

Добавлено: 1 июля 2015
Статья
Полухина Е. В., Стрельникова А. В., Ваньке А. В. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2020. Т. 12. № 1. С. 96-117.

В данной статье авторы обозначают возможности использования фотографических материалов в полевом исследовании. Статья основывается на визуальных данных, полученных в ходе нескольких авторских исследовательских проектов 2017–2019 годов, нацеленных на изучение трансформа- ции заводских территорий г. Москвы и повседневности индустриальных рабочих г. Екатеринбурга. Авторами показана как аналитическая значимость визуальных материалов, так и их дидактический потенциал. Демонстрируется, как практика фотографирования органично встраивается в классические этапы полевой работы: доступ в поле, сбор данных, анализ и презентация результатов.

Добавлено: 26 марта 2020
Статья
Багина Я. А., Кочервей А. И., Нарьян С. К. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2017. Т. 9. № 13. С. 96-107.

Данная работа посвящена изучению феномена видеоблогов в сети Интернет на примере бьюти-блогов. Бьюти-блог — это видеоблог (интерактивный интернет-дневник), посвященный тематике красоты, где автор выкладывает регулярные видеозаписи самого себя, выступая в роли рассказчика по тому или иному вопросу в рамках темы блога, а пользователи имеют возможность просматривать и комментировать эти видеозаписи. Фокус статьи нацелен на рассмотрение специфики влияния бьюти-блогов на потребительские практики пользователей. Опираясь на проведенные полуструктурированныеинтервью с пользовательницами бьюти-блогов, авторы анализируют смыслы, вкладываемые аудиторией в просмотр бьюти-блогов, описывают особенности следования советам, которые они получают из этого источника информации, причины просмотра бьюти-блогов, основания доверия бьюти-блогерам и их информации. С одной стороны, основаниями доверия в данном случае являются личные качества блогера, т. к. он или она воспринимаются не только как эксперты, разбирающиеся в вопросах красоты и ухода за собой, но и как друг или подруга. С другой стороны, основаниями доверия советам бьюти-блогеров выступают правдивость информации, профессиональность бьюти-блогера, а также мнение о нем ближайшего окружения пользовательницы. В результате пользовательские поведенческие паттерны определяются одновременно двумя видами доверия: личным и безличным (персонифицированным и институциональным). Были выявлены 4 типа покупок, совершаемых женщинами под влиянием советов бьюти-блогеров: импульсивные, по потребности; обдуманные, по потребности; импульсивные, по рекомендации; обдуманные, по рекомендации. Просмотр бьюти-блогов выступает одновременно причиной чрезмерной траты денежных средств в результате появления у их пользовательниц новых потребностей и способом сэкономить деньги, сделать наиболее рациональный выбор из множества похожих косметических продуктов.

Добавлено: 10 октября 2020
Статья
Шпаковская Л. Л., Чернова Ж. В., Гарифулина Э. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2019. Т. 11. № 19. С. 19-37.

Возраст в современных обществах остается важной категорией, определяющий социальные роли индивида, а также оказывающей влияние на его социальный статус и формирующей систему социальных неравенств. Однако смыслы, значения и границы возраста размываются, становятся более индивидуализированными, представляя собой результат индивидуального жизненного выбора (Giddens, 1991). Статья посвящена изучению восприятия детьми изменений, которые происходят в их жизни в связи с потерей биологической семьи и перемещением в приемную семью. Мы анализируем, как воспитанники приемных семей оценивают свой опыт жизни в такой семье в контексте общей жизненной траектории, формируемой под воздействием институциональных, межличностных и индивидуальных контекстов. Методологическую рамку нашего исследования формирует новая социология детства, которая, с одной стороны, определяет детство как социально-исторический конструкт, а с другой, настаивает на изучении жизненного мира детей, предлагая рассматривать их в качестве экспертов своего обыденного опыта. Эмпирическим материалом выступают 238 автобиографических текста, написанные воспитанниками и выпускниками приемных семей, присланные для участия во Всероссийском конкурсе дневников приемных семей «Наши истории» (Благотворительный Фонд Елены и Геннадия Тимченко 2015-2017 гг.). В статье представлены типичные биографические траектории воспитанников приемных семей как этапы перехода к взрослой жизни, а также барьеры, с которыми сталкиваются дети-сироты, и доступные им в процессе этого перехода ресурсы.

Авторами сделан вывод о том, что биографические траектории перехода, которые оказываются доступными для детей, оставшихся без попечения родителей, становятся сложными, разнообразными, индивидуализированными. Эта сложность обусловлена не только спецификой набора ресурсов, которыми располагают приемные семьи для социализации своих воспитанников, но и спецификой понимания детьми своих жизненных историй.

Добавлено: 1 октября 2019
Статья
Абрамов Р. Н. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2019. Т. 11. № 18. С. 80-103.

Данная статья призвана вернуть в аналитическое русло разговор об одном из относительно слабо изученных периодов истории нашей страны, к тому же находящемся в плену медийных и идеологических стереотипов — периоде 1990-х гг. Статья посвящена анализу мировоззрения и биографических траекторий «подростков перестройки» — тех, кому было 14–16 лет в период исторического перелома 1989–1991 гг., — c акцентом на переход к индивидуалистскому мышлению и ориентации на личностный и деловой успех. Все участники качественного исследования были выпускниками пензенской школы юных менеджеров (ШЮМ), целью которой стало обучение советских школьников начала 1990-х знаниям и идеологии рыночной экономики, маркетинга и бизнеса. Рассматривается история ШЮМ в Пензе, анализируется ее учебный план и концепция работы со слушателями в связи с выполнением задачи воспитания «деловых людей» для новой России. Анализируется рецепция слушателями ШЮМ идей Дейла Карнеги и «карнегизма», находившихся в центре обучающих программ не только этой, но и других школ юных менеджеров начала 1990-х. Прослеживается мировоззренческая эволюция слушателей ШЮМ под влиянием работ Карнеги. Специальное внимание уделяется размышлениям о месте «подростков перестройки» в современной России с учетом исследований, в которых эта группа называется «потерянным поколением» или «несостоявшимся поколением». Статья опирается на материалы эмпирического исследования — изучения тематических источников и интервью со слушателями ШЮМ начала 1990-х.

Добавлено: 19 октября 2019
Статья
Вернигор К. С., Воронина Я. С., Синева О. В. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2016. Т. 1. № 12. С. 43-53.

Отказы от заполнения анкет, «усталость респондентов» на фоне высокой активности различных исследовательских компаний являются актуальными проблемами «традиционного» сбора данных. В данной статье на примере онлайн-опроса рассматривается потенциал геймификации опросного инструментария как возможного варианта преодоления подобного рода проблем. В основу исследования легло сравнение геймифицированной и традиционной версии анкеты. Основным методом для анализа результативности процедуры геймификации стали когнитивные интервью (по 9 респондентов для каждого типа анкеты). Гипотеза исследования заключалась в следующем: геймифицированная анкета более понятна респондентам, чем ее стандартный вариант. Критериями для проверки гипотезы стали два индикатора: первый – навигация по анкете и связность повествования, второй – формулировка вопросов. Геймификация опросного инструментария представляла собой нарративизацию стандартного варианта анкеты, основанную на семантической группировке вопросов. Исходный вариант стандартизированной анкеты был посвящен изучению вопроса «О чем мечтают россияне?». В качестве концептуальной схемы геймификации данной анкеты были предложены четыре типа нарратива: нарратив «квест по комнате», выступающий соединительной смысловой конструкцией для остальных геймифицированных нарративов, нарратив «идеальное государство», «поездка в поезде» и «сыворотка правды». Каждый блок вопросов в геймифицированной анкете был семантически связан с нарративом, что создавало единую структуру анкеты, при этом содержание вопросов стандартизированной анкеты осталось без изменения. По результатам анализа когнитивных интервью были сформулированы следующие преимущества и ограничения геймификации как метода в опросных технологиях: структуру геймифицированной анкеты следует строить от простого к сложному, метод геймификации посредством нарратива является эффективным для структурирования разрозненной анкеты, не имеющей изначально понятной респонденту структуры и порядка вопросов, геймифицированную анкету эффективнее создавать самостоятельно, а не использовать готовую

Добавлено: 5 ноября 2017
Статья
Стрельникова А. В., Бурова А. А. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2020. Т. 12. № 2. С. 65-80.

Всемирное распространение социальных сетей и других онлайн-сервисов предоставило новые возможности сбора данных для различных прикладных исследований. Авторы рассуждают об одной из таких возможностей — о функции проставления геометки (геотеггинга), которая присутствует в качестве «дополнения» различных онлайн-данных. Однако это дополнение было бы неверно считать сугубо техническим. Для социологов, маркетологов и урбанистов геолокационные метки дают возможность не только сбора огромного массива информации о поведении людей как в физическом, так и в виртуальном пространстве, но и расширяют возможности для анализа этих пространств. В статье авторы выделяют такие преимущества геолокационных данных, как их объем (возможность работать с ними как с большими данными), нереактивность (они воспроизводятся самими пользователями) и дополнительные интерпретации (они позволяют понимать смыслы тех или иных элементов пространства для отдельных индивидов или групп). Исследовательские возможности, предоставляемые онлайн-данными в сочетании с геотеггингом, авторы иллюстрируют различными эмпирическими примерами.

Добавлено: 5 ноября 2020
Статья
Стрельникова А. В. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2018. Т. 10. № 16. С. 23-25.

Краткое размышление о том, должны ли обсуждаться этические и иные исследовательские правила, или это необсуждаемый канон?

Добавлено: 25 декабря 2018
Статья
Кондратенко В. А., Колегова И. Е. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2020. Т. 12. № 1. С. 118-135.

В статье рассматриваются особенности идентификации членов субкультуры футбольных фанатов. В данном случае субкультура описывается как определенная формализованная структура с набором четко закрепленных правил поведения и условных границ, где для участников существует возможность перехода из одной подгруппы в другую за счет привлечения определенных дополнительных ресурсов: фанатского стажа, индивидуальной активности, а иногда и дополнительных материальных средств. В этой ситуации идентичность участников фанатского движения рассматривается как фрагментарная: она строится, с одной стороны, на понимании и принятии подобной структуры, с другой стороны, на готовности и желании преодолеть межгрупповые барьеры и принадлежать именно к желаемой подгруппе за счет повышения или понижения фанатской активности. В результате делается вывод, что структура фанатского движения достаточно пластична, она подвержена модификациям, соответственно, процесс формирования фанатской идентичности оказывается постоянно возобновляемым, нестатичным. Идентификация трансформируется в зависимости от изменения личных предпочтений и стиля жизни, а также под воздействием объективных и субъективных факторов существования данной группы.

Добавлено: 26 августа 2020
Статья
Заиченко Н. А., Савельева Е. А. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2020. Т. 12. № 3. С. 50-74.

В статье представлены результаты двухлетнего исследования проблемы гендерной сегрегации в педагогических коллективах школ Санкт-Петербурга. Тема раскрывается через представления всех категорий участников образовательных отношений (учителей, родителей, учеников и руковоителей) о наличии/отсутствии данной проблемы. Выявлены некоторые зависимости представлений респондентов о гендерном неравенстве от возраста, пола и типа респондентов. Наиболее «гендерно зависимыми» оказались педагоги старше сорока лет и руководители; учителя-мужчины чаще акцентируют гендерные различия, чем учителя-женщины; старшеклассники не связывают глубину понимания предмета и яркость преподавания с полом учителя; родители старшеклассников при найме репетиторов отдают предпочтение педагогам-мужчинам, а родители детеймладшего возраста «дискриминируют» учителей-мужчин и предпочитают учителей женского пола.  В целом для педагогических коллективов школьной системы Санкт-Петербурга гендерная сегрегация не является очевидной проблемой, и система образования не проблематизирует гендерное неравенство, традиционно поддерживая разность гендерных ролей.

Добавлено: 21 октября 2020
Статья
Сушко П. Е. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2016. № 11. С. 93-96.

19-22 апреля 2016 г. в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» состоялась XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Данное научное мероприятие традиционно славится академическим подходом к осмыслению ключевых проблем современной России. В этом году ведущие практики и теоретики отечественной и мировой науки, опираясь на собственные исследования и разработки, анализировали текущие социальные проблемы в контексте структурных трансформаций российского общества.

Добавлено: 14 декабря 2016
Статья
Горяйнова А. Р., Полухина Е. В. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 10. С. 47-59.

Эмпирические данные этой статьи включают материалы о 21-й семье (всего проведено 38 интервью). Данные собраны в 1992–1994 гг. в Москве, в рамках проекта «Век социальной мобильности в России» (рук. Д. Берто, 1992–1994 гг.). На основе анализа мы построили жилищные траектории семьи и разделили их на три типа: профессиональный переезд; образовательный переезд; нестабильная ситуация с жильем из-за военных действий.

Добавлено: 19 апреля 2016
Статья
Полухина Е. В., Горяйнова (Кочкина) Александра Романовна ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2015. № 10. С. 47-59.

Эмпирические данные этой статьи включают материалы о 21-й семье (всего проведено 38 интервью). Данные собраны в 1992–1994 гг. в Москве, в рамках проекта «Век социальной мобильности в России» (рук. Д. Берто, 1992–1994 гг.). На основе анализа мы построили жилищные траектории семьи и разделили их на три типа: профессиональный переезд; образовательный переезд; нестабильная ситуация с жильем из-за военных действий.

Добавлено: 8 декабря 2015
Статья
Шишова Е. С. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2020. Т. 12. № 3. С. 10-30.

Статья рассматривает значение сенсорных аспектов городской жизни. Основываясь на критической ревизии концепций сенсорного порядка, автор анализирует способы сенсорного упорядочивания пространства жителями нового городского района, ключевую роль в котором играет восприятие запахов. В результате анализа выделяется три составляющих сенсорного упорядочивания: 1) создание горожанами языка описания своих сенсорных опытов, 2) приписывание пространству смыслов и локализация запахов, 3) действия, направленные на поддержание желаемого запахового ландшафта. Создание языка и попытка договориться о желательном запаховом ландшафте основываются на заимствовании специализированных терминов и визуализации запахов. Формирование  языка коммуникации позволяет взаимодействовать с широким кругом агентов, преобразовывать и контролировать территорию. Производство смыслов пространства, связанных с запахами, влияет на создание идентичности района. И позитивное, и негативное восприятие запахов образует ценность района, причем последнее действует в логике от противного и связано с обесцениванием других городских территорий. Сенсорная нормативность поддерживается через действия горожан – сенсорное патрулирование (различные способы фиксации запахов) и микроупорядочивание (создание ощущения чистоты и свежести на уровне кварталов, дворов и домов). 

Рассмотренные способы упорядочивания сенсорного опыта и формирования запахового ландшафта позволяют понять, каким образом происходит взаимодействие жителей района, формируется их агентность и, вместе с этим, ответственность за территорию.

Добавлено: 27 сентября 2020