Статья
Апология сталинизма в постсоветских учебниках литературы
Статья посвящена апологии Иосифа Сталина и сталинизма в некоторых школьных учебниках литературы постсоветского времени. Их авторы в основном позитивно оценивают роль Сталина в качестве не только руководителя советского государ-ства в целом, но и «модератора» лите- ратурного процесса в СССР. Оценки самим Сталиным отдельных произве- дений и творчества их авторов (как отчасти и отношение этих послед- них к «вождю народов») становятся важным фактором включения тех или иных имен и названий в «школь- ный литературный канон» или же, напротив, их дискредитации и выдав- ливания из этого канона. Авторы учебников старательно подбирают или реинтерпретируют факты, позво-ляющие подчеркнуть исключительное значение Сталина в развитии рус- ской литературы ХХ века. Тем самым он приобретает статус важнейшей фигуры советского литературного процесса, а утверждаемый в годы его правления господствующий творче-ский метод - социалистический реа- лизм - становится естественным продолжением и воплощением гума- нистических традиций классической русской литературы.В советских учебниках литературы осуществлялась попытка конструи- рования концепции истории русской литературы ХХ века на идеологиче- ских основаниях позднесоветского почвеннического консерватизма. Последний видел в сталинизме естественное продолжение доре- волюционного политико-идеоло- гического консерватизма. Таким образом, школьный предмет «лите- ратура» использовался в качестве инструмента идеологической индок- тринации подрастающего поколе- ния в национально-патриотическом духе. Практически не подвергав- шаяся пересмотру, эта идеологиче- ская линия проводилась в учебниках на протяжении и 1990-х, и 2000-х годов, а распространение учебниковпользовалось преимущественной под- держкой со стороны государства.
В статье рассматривается процесс превращения писателя в переписчика своих и чужих произведений в соответствии с измнившимися политическими условиями. Советский писатель - работник особого рода: это машина перманентного совершенствования, но не стиля и творческой манеры, а способности угадывать капризы власти и каяться в ошибках - главным образом, воображаемых, потенциальных. На материале творчества Виктора Шкловского показано, как переделка текста вытесняет собственно инновационный механзм его порождения.
60-летие со дня смерти этого исторического деятеля миллионы людей в России отметили водкой и слезами. Почему?
Общий ответ прост и очевиден: да потому что Россия до сих пор говорит на языке Сталина, мыслит в его политических категориях. Простонародная, низовая Россия — еще большая сталинистка, чем ее несостоятельная морально, хотя и более чем состоятельная материально верхушка. Но на языке Сталина говорит и образованная часть общества, и значительная часть тех, кто называет себя «протестным движением», «рассерженными горожанами», «оппозицией».
Почему же язык Сталина, речевой габитус этого человека, его, если воспользоваться популярной в России и отдающей эзотерикой лингвистической теорией, «языковая личность» так вирулентны? Что заставляет сегодняшних 20–30-летних людей не просто считать себя сталинистами, но и быть ими — по-настоящему, со всеми последствиями?
Статья посвящена обзору постсоветских учебников по литературе для средней школы. Особое внимание уделено отражению в них идеологии позднесоветского консерватизма.
В рецензии осущеслён обзор элетронной публикации дневников А. Дмитриева - рабочего авиамоторного завода в г. Молотов. [О. Л. Лейбович, А. С. Кимерлинг и др. Дневник рабочего (III.1946 – XII.1955). Документальная публикация. Пермь: ПермГАНИ, 2014 (Электронный ресурс)]
Особенности развития политических процессов в современной России способствуют поиску исторических и иных параллелей с периодом правления И. Сталина. Российская власть сегодня находится в состоянии идеологического вакуума, заставляющего прибегать к рецепции смыслов из сталинского дискурса. Это подтверждают попытки политической легитимации власти с использованием образа Сталина, предпринимающиеся в рамках аккуратной реабилитации сталинского политического проекта. Во многих городах (в частности, в Перми) набирает популярность сталинская билбориада, кое-где отмечаются попытки установки памятников вождю (Липецк) и т.д.
Но, вместе с тем, сталинское время представляется чрезвычайно мифологизированным. Для того, чтобы убрать шлейф наносного, представляются актуальными любые свидетельства той эпохи, представленные не в рамках дискурса власти.
Данное пособие обращается к одному из сложнейших вопросов эпохи, связанному с деятельностью И. В. Сталина, его ролью в истории нашей страны. Пособие призвано оказать практическую научно-методическую помощь учителям истории общеобразовательных организаций в переходе к изучению курса в свете положений Историко-культурного стандарта.
Сборник статей собран по следам конференции, проходившей в сентябре 2011 года в РГПУ им. А. И. Герцена в честь 70-летия известного теоретика литературы и культуры Игоря Смирнова (Ун-т Констанца, Германия). Это первый этап большого проекта по изучению переломных периодов в истории русской культуры в ключе, альтернативном модели "культурных взрывов", предложенной в конце 1980-х гг. Юрием Лотманом в рамках Тартуско-московской семиотической школы. Авторы сборника разделяют представление о кризисе как системном процессе, запрограммированном с разной периодичностью в разных культурах в зависимости от их идеологических и эстетических установок.
В статье рассматривается проблема связи действий и верований. Автор показывает, что принятый в социальных науках подход, берущий свое начало в работах Юма и Милля и предполагающий выявление каузальных связей между верованиями и действиями, ошибочен. Вместо этого Макинтайр, исходя из разделения физического движения и человеческого действия, предлагает рассматривать связь верований и действиями с точки зрения тех описаний, которым должно соответствовать действие. В качестве иллюстрации своего подхода автор рассматривает роль, которую сыграла философская работа И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» в процессе идеологического «закрытия» советского общества.
Как удавалось Советскому Союзу управлять государством, в которое входило более ста народов, отличающихся друг от друга в культурном, языковом и политическом отношениях? Используя богатый материал ранее недоступных региональных, партийных и государственных архивов, авторы раскрывают сложный и противоречивый характер советской политики в отношении многоэтничного населения, начиная с первых лет существования СССР и до смерти Сталина.
Статья посвящена истории создания и работы Секции переводчиков Союза советских писателей в 1930е годы. В статье показано, каким образом и при каких обстоятельствах перевод художественной литературы стал конструироваться в 1930е годы как профессия, отдельный вид писательской деятельности. Распространив концептуальный аппарат, предложенный Шейлой Фицпатрик, на историю советской литературы, автор приходит к выводу о том, что бюрократическая машина Союза советских сделала возможным «приписывание» переводчиков, не вполне благонадежных членов общества, к «сословию» творческих работников.
Словарь–справочник содержит более 150 терминов и понятий, а также описание методов и средств разработки, применяемых в информационном поиске.
Может использоваться в качестве справочника по терминологии, существующим прикладным системам и средствам обработки текстовой и фактографической информации.
Для специалистов, занимающихся разработкой технологических решений и программных продуктов в области информационного поиска и извлечения фактографических данных из текстовой информации, а также в области семантического Веба.
В статье рассмотрены понятие и общие начала государственной политики Российской Федерации в области образования. Подробно охарактеризованы такие принципы, закрепленные в Законе РФ «Об образовании», как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, единство федерального культурного и образовательного пространства, общедоступность образования, его светский характер, свобода и плюрализм в образовании, а также демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.