• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Апология сталинизма в постсоветских учебниках литературы

Статья посвящена апологии Иосифа Сталина и сталинизма в некоторых школьных учебниках литературы постсоветского времени. Их авторы в основном позитивно оценивают роль Сталина в качестве не только руководителя советского государ-ства в целом, но и «модератора» лите- ратурного процесса в СССР. Оценки самим Сталиным отдельных произве- дений и творчества их авторов (как отчасти и отношение этих послед- них к «вождю народов») становятся важным фактором включения тех или иных имен и названий в «школь- ный литературный канон» или же, напротив, их дискредитации и выдав- ливания из этого канона. Авторы учебников старательно подбирают или реинтерпретируют факты, позво-ляющие подчеркнуть исключительное значение Сталина в развитии рус- ской литературы ХХ века. Тем самым он приобретает статус важнейшей фигуры советского литературного процесса, а утверждаемый в годы его правления господствующий творче-ский метод - социалистический реа- лизм - становится естественным продолжением и воплощением гума- нистических традиций классической русской литературы.В советских учебниках литературы осуществлялась попытка конструи- рования концепции истории русской литературы ХХ века на идеологиче- ских основаниях позднесоветского почвеннического консерватизма. Последний видел в сталинизме естественное продолжение доре- волюционного политико-идеоло- гического консерватизма. Таким образом, школьный предмет «лите- ратура» использовался в качестве инструмента идеологической индок- тринации подрастающего поколе- ния в национально-патриотическом духе. Практически не подвергав- шаяся пересмотру, эта идеологиче- ская линия проводилась в учебниках на протяжении и 1990-х, и 2000-х годов, а распространение учебниковпользовалось преимущественной под- держкой со стороны государства.