• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Роль зрителя в экранных искусствах

Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 3. С. 302-309.

Предметом данного исследования является роль зрителя в системе экранных образов, а именно: в кинематографе, на телевидении, в видеоарте и в компьютерных играх, особенно созданных для виртуальной реальности. Основное внимание уделяется различию негласных конвенций в таких пространствах, как кинозал и галерея современного искусства, поскольку это существенным образом влияет на характер поведения и восприятия зрителя, а также на степень его активности в коммуникационном процессе. Пространство виртуальной реальности рассматривается как новейший медиум, эстетическое значение которого еще предстоит прояснить. Новизна исследования заключается в проблематизации фигуры зрителя в постклассической системе экранных искусств. Если о кинозрителе существует большое количество культурологических и психоаналитических работ, благодаря которым выявлены коммуникативные механизмы традиционного кинематографа, то роли зрителя в видеоарте и новейших медиа не было посвящено специальных исследований. Основным выводом автора является утверждение о том, что видео и современные экранные произведения требуют значительной активности зрителя, который выступает в роли критически мыслящего субъекта благодаря этому становится соавтором художественной работы, однако, под натиском «горячих медиа» массовой культуры, рассчитанных на пассивного зрителя, это положение может претерпеть изменения.