?
Традиционные и новые солидарности в пространстве потребительских благ и ресурсов
В статье рассматриваются разные виды социально-экономических солидарных практик в контексте упрочения/расширения гражданского общества в России. Ставится цель продвинуться в понимании природы и факторов развития новых практик на основе их сравнения с традиционными (денежными пожертвованиями, добровольческим трудом, передачей нуждающимся вещей), а также общественно-политическими. В качестве первых рассматривается социально ответственное (этичное) потребление, природа которого остается пока неясной. Представлены результаты репрезентативного эмпирического исследования (2014 г. N=2000), показывающие степень соприкосновения, общие и особенные факторы развития разных солидарных практик. Показано, что новые социально-экономические практики чаще возникают на основе традиционных, расширяя каналы солидарности. Делается вывод о менее просоциальной природе новых солидарных практик по сравнению с традиционными, а также о необходимости создания дополнительных условий для их развития на основе объединения усилий со стороны органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций, средств массовой информации.