• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Темпоральность сознания: как возможно единство опыта?

Философские науки. 2017. № 3. С. 68-80.

Исследование посвящено проблеме основания и характера единства, определяющего саму возможность существования сознательного опыта и его исходную структуру. В результате анализа ряда решений проблемы, которые были предложены в рамках феноменологии и трансцендентальной философии, автор выявляет их общую основу. Она состоит в полагании двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание исходно предстает в форме потока) и субстанциональности (устойчивости, противостоящей временным изменениям и служащей для них фоном). Как показывает исследование, эти характеристики являются основаниями лабиринта Д. Юма, играют ключевую роль в кантовском априоризме, в гуссерлевской и последующей феноменологии, а также в постструктурализме.

Однако предпосылка о фундаментальном характере временности приводит к искаженному пониманию других структурообразующих связей сознательного опыта, в частности, причинности. Поскольку новые содержания сознания доставляются и упорядочиваются временным потоком, исчезает необходимость осмысливать причинную связь как определяющую собой появление новых содержаний сознания. Приоритет временности по отношению к причинности влечет за собой возникновение пропасти между миром ментальным и миром физическим и невозможность решить проблему оснований единства сознания. Исследование, преодолевающее приоритет временности, приводит к утверждению о произрастании временности и причинности из единого корня – из способа познания (не только сознательного, но и досознательного) субъектом мира.