• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Анализ современных бизнес-моделей российских предприятий по производству стали

Металлург. 2017. № 6. С. 11-15.
Лящук В. В., Стерлигова А. Н.

Девальвация рубля в конце 2014 г. и повышение цен на стальной прокат в России привели к повышение конкурентоспособности металлургических предприятий как на мировом, так и на внутреннем рынках. Внимание инвесторов обеспечило рост капитализации компаний. В то же время нестабильность экономики России требует внимания к обеспечению развития отрасли в долгосрочной перспективе, что требует повышения эффективности деятельности предприятий. Основой решения задачи обеспечения успешного развития металлургии в России является использование эффективных бизнес-моделей (БМ), имеющих дело с процессом определения, создания, распределения и предложения ценности для клиента, а также с присвоением дохода, получаемого за счет ее признания на рынке.

Авторы выделяют три этапа сратегических предпочтений российских металлургических компаний в 1990-2015 гг. Первый этап связан с переходом России к рыночной экономике. Металлургические компании делают ставку на интегрированный рост. На втором этапе стратегия роста развивается за счет расширения горизонтальной интеграции, используется  стратегия глобализации. На третьем этапе вводятся новые производственные мощности, развиваются сбытовые структуры, растет эффективность продаж, формируются крупнейшие вертикально интегриррованные металлургические холдинги России. На основе проведенного анализа этапов развития стратегических предпочтений делается вывод о том, что основой различия современных БМ российских предприятий по производству стали является степень вертикальной интеграции деятельности. Предложена систематизация БМ предприятий на основе сочетания этапов полного цикла деятельности компаний и элементов типовой цепочки предоставления ценности клиентам. В качестве основы БМ рассматривается сетевое межорганизационное взаимодействие, поддерживающее взаимосвязь основных субъектов рынка.

Проведен анализ сетевой составляющей БМ. Описан полный цикл деятельности компаний по производству стали. Разработана типовая цепочка предоставления ценности клиентам, соответствующая полному циклу деятельности. Разработана схема компонент БМ ведущих российских компаний по этапам полного цикла деятельности и звеньям цепочки предоставления ценности. Проведен анализ сетевой составляющей БП российских предприятий по материалам ведущих компаний отрасли, производящих сталь. Систематизировано и описано содержание БМ.