Статья
Двойное зеркало романтизма. Рец. на: Карл Шмитт. Политический романтизм / пер. с нем. Ю.Ю. Коринца. М.: Праксис, 2015. - 460 с.
Автор рецензии рассматривает русское издание книги Карла Шмитта "Политический романтизм" (1999) в общем контексте трудов этого ученого и в перекличке с работами его современников.
Карл Шмитт нередко рассматривается как идейный продолжатель де Местра. Сам он любил подчеркивать родство своего децизионизма и концепции де Местра. В докладе показано, что это стало результатом существенных искажений мысли де Местра со стороны Шмитта. Критику революции, критику Руссо у де Местра нельзя понимать как чистый децизионизм.
В статье делается попытка раскрыть специфику взаимоотношений разных социальных групп внутри бразильского общества на примере карнавала как «чрезвычайного положения» по К. Шмитту. Особое внимание будет уделено становлению музыке «самба» как признанному символу Бразилии.
Статья делится на две части. В первой автор рассматривает роль политического в социологической теории; во второй – опираясь, преимущественно на политическую философию Карла Шмитта, а также, до известной степени, на его младшего современника и критика Лео Штрауса, – выясняет особое значение классических политических понятий.
Юбилейный сборник работ А.Ф.Филиппова за последние 25 лет. В двух томах собраны работы по социологической теории и политической философии. Подборка текстов учитывает как специфику научных интересов автора -- социология пространства, элементарная социология события, исследования мобильности и солидарности, труды по истории социологии, а также его знаменитая Шмиттиана и Гоббсиана -- так и перспективы дальнейших теоретических изысканий автора.
Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».
В статье рассмотрен спор двух выдающихся политических мыслителей XX в. Карла Шмитта и Лео Штрауса об основах политического. В статье показано, как критика либерализма и защита самостоятельности и безусловности политического Карлом Шмииттом радикализуется Лео Штраусом за счет обнаружения протолиберальных элементов в политическом учении Томаса Гоббса и реактуализации понятия человеческой природы и status naturalis в "Заметках о "Понятии политического"" Штрауса. Особое внимание в статье уделено доказательству того, что публикация "Заметок" знаменует собой поворотный пункт в философской эволюции Лео Штрауса, поскольку критика шмиттовской критики либерализма стала важнейшим пунктом, подтолкнувшим Штрауса к мысли о необходимости выхода за пределы мышления эпохи модерна и возврата к классическому взгляду на политику.
Самая известная работа немецкого философа, директора Фонда Сименса и профессора Мюнхенского университета Хайнриха Майера (р. 1953) посвящена реконструкции негласного диалога между двумя крупнейшими представителями политической мысли Германии XX в. – Лео Штраусом и Карлом Шмиттом. В книге рассматриваются три редакции самого известного трактата Шмитта «Понятие политического» (1927, 1932 и 1933 гг.). В ходе детального анализа Майер показывает, что более поздние редакции трактата представляют собой ответ на рецензию Штрауса, опубликованную в 1932 г. Автор также формулирует и доказывает важный тезис о «политической теологии» Карла Шмитта. Помимо исследования Майера книга включает в себя перевод «Замечаний» Штрауса, трех писем Штрауса Шмитту 1932–1933 гг., а также послесловие редактора русского издания и библиографию русских переводов Карла Шмитта и Лео Штрауса. Книга предназначена для философов, социологов, юристов, политологов, историков политической мысли и всех интересующихся политической теорией XX в.
Предисловие к публикации перевода статьи «Политика» К. Шмитта. Шмитт в 1933-1936 гг. стремился (хотя и сравнительно безуспешно) стать идеологом нацистского режима, переживавшего пору становления. Это позволяет ставить вопрос о вине мыслителя, но не мешает находить теоретическое содержание в его работах этого периода. Критика парламентской демократии и понимание политического как противостояния врагов приводят Шмитта к концепции трехчленного политического единства народа, государства и движения. Он видит в нацистском режиме новый вид политики, основанной не на борьбе, но на мобилизации ведомого фюрером народа. Эта конструкция оказалась не только политически порочной, но и теоретически ущербной, однако ее изучение является поучительным опытом.
Статья посвящена трактовке теории контр-революции у Местра в политических сочинениях Карла Шмитта. В 20-е гг. прошлого века Шмитт неоднократно обращается к фигуре де Местра, пытаясь представить его как одного из основоположников политико-юридического децизионизма. В статье показано, что Шмитт делает свои выводы, не основываясь на текстах Местра, но, скорее, навязывая свою трактовку вопреки ясно выраженной позиции последнего.
Жозеф де Местр -- образцовый представитель контрреволюционной идеологии в эпоху позднего Просвещения и романтизма, тонкий критик идей Просвещения. Конференция, посвященная его трудам, сосоялась в Москве. В книге публикуются ее материалы.
В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.