?
Представительство интересов и социальная политика в России: ветеранские организации как посредники между обществом и государством
В статье проанализирована деятельность ветеранских организаций по защите социальных прав посредством представительства интересов своих членов в процессе принятия политических решений. Важным контекстом является то, что именно эта роль организаций гражданского общества в последние несколько лет наименее востребована государством. В данной работе объединения ветеранов рассматриваются в качестве заинтересованных групп, понимаемых как группа людей, имеющих общие цели и разделяющие ценности, для реализации которых они вступают в политический торг с представителями власти. Для эмпирического анализа адаптированы концепты клиентелизма и брокерства. Обладая потенциалом мобилизации граждан, объединения ветеранов становятся посредниками (медиаторами), между политиками и членами своей заинтересованной группы. Предлагая необходимую политикам и чиновникам информацию о потребностях и чаяниях простых ветеранов, посредники организуют обмен ресурсами. Так, ветераны получают индивидуальные вознаграждения и помощь в отстаивании своих социальных прав, а политики, как провайдеры этих благ, потенциально могут надеяться на политическую поддержку. Такого рода патрон-клиентские связи часто являются признаком наличия политической машины. В исследовании рассматривается деятельность ветеранских организаций в Санкт-Петербурге и Республике Карелия. Результаты анализа показывают, что, несмотря на внешние ограничения, ветеранские организации могут выступать в качестве агентов (акторов) социальной политики. Это становится возможным как раз благодаря выполнению ими посреднических (брокерских) функций между ветеранами и пенсионерами, с одной стороны, и политиками и чиновниками, принимающими решения, с другой. На примере эмпирического анализа двух регионов показано, что такая специфическая деятельность заинтересованных групп является важным фактором реализации социальной политики на региональном уровне. Вместе с тем, региональные контексты серьезно определяют возможности для выстраивания такого рода патрон-клиентских взаимосвязей.