Статья
Диффузия городского и сельского в оптике медиаисследований
Важнейшие категории, определяющие развитие, — пространство и время — значительно меняются под влиянием медиа. Для России вопрос медиатизации пространства и времени имеет важное значение. Наша страна обладает огромной территорией, при этом на большей ее части хронически не хватает населения. Развитие городов — а именно с ними в основном связаны модернизационные процессы — ограничено этими объективными проблемами. Медиатизация основных социальных практик может стать катализатором субурбанизационных процессов, привести к постепенному расползанию городов. В этой новой системе концентрация смыслов связана уже не с конкрентыми территориями, а с конкретным кон- тентом. Статья опирается на эмпирические исследования в нескольких регионах России: Иркутской, Костромской и Ростовской областях.
Монография подготовлена в рамках исследовательского проекта «Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов». Основная цель проекта заключалась в том, чтобы разработать методику анализа пользовательского контента в русскоязычных социальных сетях с позиций медиаэкологии и проанализировать транслируемый в соцсетях медиаконтент. В монографии представлены теоретические модели анализа медиаконтента, описана методика исследования медиаманипуляций и выполнен анализ использования манипулятивных технологий при подготовке и распространении медиаконтента в интернете.
Часто рассматриваемое как один из наиболее вредных видов деятельности, пиратство на протяжении десятилетий тем не менее является для многих народов на всех континентах главным способом получить доступ к продуктам культурных индустрий. Данная книга, основанная на эмпирической базе из различных географических зон, рассматривает этот комплексный феномен. Впервые публикуемое исследование подобного рода анализирует глобальные стратегии борьбы с пиратством, рассматривает национальную политику разных стран по борьбе с пиратством, изучает способы применения пиратских продуктов, обозначает пути доставки пиратских продуктов, а также трансформации, связанные с интернетом в этой области.
В главе представлен анализ медиарынка Японии и его основных секторов: прессы, телерадиовещания, телекоммуникационной отрасли, онлайновых СМИ. Также содержатся обновленные страноведческие данные.
'Энциклопедия мировой индустрии СМИ' содержит новейшие ключевые данные о современной медиаиндустрии, а также системный анализ национальных рынков СМИ и их основных секторов - прессы, телерадиовещания, телекоммуникационной отрасли, онлайновых СМИ.
В статье дается обзор прошедшей в Москве международной научной конференции «Отечественная война 1812 года. Экранизация памяти», главной целью которой стал анализ возможностей экранных медиа в области конструирования образа исторического события как фактора формирования коллективной памяти.
Основная задача данной главы – объяснить суть феномена аудиовизуального пиратства. Мы постараемся определить основные логики, которые структурируют данный феномен с точки зрения неформальной экономики и их культурные функции. В течение 1990-х гг., специфика российского общества, соответственно и его медиасистемы, определялась его «переходным» характером. Данный подход предполагал, что процесс «перехода» завершится установлением рыночной экономики, гражданского общества и демократии. Соответственно данной логике мыслили и представители экономических наук, которые воспринимали неформальный (или полулегальный) сектор экономики, включая пиратство, как некий ненормальный неестественный феномен, который должен исчезнуть с дальнейшим развитием рыночной экономики. Отсюда происходит восприятие феномена пиратства в сфере культурных и информационных продуктов как чисто детерминированного экономикой феномена, который связан исключительно с бедностью населения. В данной главе мы попытались раскрыть наивность и всю упрощенность такого суждения и выразить ряд факторов, в частности культурных, которые также оказывают влияние на феномен пиратства и на структуру рыночных сил в этой сфере.
Данная статья - синтез нескольких работ автора, опубликованных за рубежом, представляет собой попытку рассмотрения социальных причин и социальных оснований той роли, которую российское государство и Российские аудитории играли по отношению к медиа. С нашей точки зрения, ситуация в сегодняшних российских медиа не может рассматриваться вне контекста социальной структуры российского общества и роли, которую играет государство по отношению к обществу.
В работе представлена попытка поместить в поле рефлексии медиареальность и миф одновременно. Рассматривается характеризующая современность медиареальность, в которой человек сам становится сообщением, которым он не владеет, а медиа в качестве посредника оказываются средой, объединяющей фундаментальные оппозиции субъекта и объекта, индивида и общества и т. д. Власть медиа может быть определена властью некоего медиума, или мифологического «мастера превращений» в безликом лике вездесущих масс-медиа. Ключевым является образ превращения, наряду с которым в рабочую область входит и фигура ритуала. Предлагается способ, каким изменчивость и непостоянство облика мифа (как и облика медиа) в непрерывном превращении дают возможность назвать как миф, так и медиа «мастером превращений», или трикстером.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.