Статья
Лирика Маяковского в "год великого перелома": три текста
В статье рассматривается три ключевых текста лирики Маяковского 1929 года "Стихи о советсвком паспорте", "Разговор с товарищем Лениным" и «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Данные тексты в советском литературоведении однозначно трактовались как произведения, в которых позиция Маяковского полностью совпадала с официальной точкой зрения власти на происходящее в стране. Эти стихотворения считались каноном соцреалистической поэзии. В статье показано принципиальное отличие трех стихотворений Маяковского 1929 года от остальных его текстов, созданных в рамках риторической поэтики. Подробный анализ поэтики обнаруживает единство текстов с ранней лирикой Маяковского, покоящейся на общих принципах построения поэтического мира. Выявляет семантическую сложность, многомерность поэтических произведений.
Глава посвящена жизни и творчеству В.В. Маяковского
В статье прослеживаются изменения одной из центральных сцен пьесы «Дело». В ней чиновники в форме каламбурного диалога упоминают разные европейские страны. Эта сцена претерпела множество изменений в черновых редакциях пьесы. Результаты сравнения нескольких версий речевой формулы позволяют восстанавливать и объяснять не только историю работы над конкретным эпизодом, но и реконструировать на этой основе пространственные характеристики драматической
Сборник статей, посвященный биографии и творчеству В.В. Маяковского и его современников.
В статье анализируется поэтика мемуарной книги Б.К. Лившица "Полутораглазый стрелец". В центре внимания - два основных принципа изображения участников литературного процесса. Принципы изображения позволяют формализовать литературную иерархию, выстроенную мемуаристом, а также объяснить неточности в воспоминаниях поэта.
Статья представляет собой комментарий к стихотворению Владимира Маяковского "Император".
В своей статье Владимир Кантор рассматривает судьбу и идеи одного из самых крупных русских мыслителей конца XIX века Константина Леонтьева, значение которого было осознано лишь в ХХ веке. Леонтьев посвятил борьбе с кумирами, которым поклонялось русское общество. Он пытался разломать броню прогрессистского благодушия, навеянного позитивизмом, преданностью существующему порядку вещей, эгалитарному прогрессу, разрушить преклонение перед славянством как таковым, возлагая надежды лишь на византизм, как последний оплот европейской идеи в эпоху Средневековья, византизм, воспитавший Россию, преодолеть бессмысленное и преступное народолюбие, приведшее к разрушительным революциям, утвердить и объяснить величие дела Петра Первого, издевался над существующей в общественном сознании нечувствительностью к потоку изменений, которое несет время. Утверждал, что христианство учит одному – преодолевать трагизм бытия. Он был пророк, которого, как и Достоевского, не желали слушать.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.