• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Российские работники с высшим образованием: анализ образовательных специальностей

Вопросы статистики. 2016. № 9. С. 65-74.

Цель работы – проанализировать структуру и социально-демографические характеристики работников с высшим образованием, окончивших вузы по различным направлениям подготовки, а также оценить соотношение специальности по диплому и текущего занятия работника (образовательно-профессиональное несоответствие). Эмпирической основой анализа выступают данные Обследования населения по проблемам занятости за 2014 г.

Показано, что структура работников по полученным в вузах специальностям дифференцирована по гендерным, возрастным и поселенческим характеристикам. Среди молодых работников существенно выше доля выпускников экономических и юридических специальностей и ниже доля имеющих высшее техническое и педагогическое образование, чем среди работников старших возрастов. Различаясь по профессиональной структуре, молодые и пожилые работники предъявляют спрос на разные рабочие места и напрямую не конкурируют на рынке труда.

Установлено, что профессиональная структура спроса на российском рынке труда не соответствует структуре предложения дипломированного труда. Имеет место существенная дифференциация работников по направлениям подготовки с точки зрения верности избранной профессии, вероятности восходящей и нисходящей мобильности. Наиболее благополучной является группа специалистов в области здравоохранения, самой проблемной – обладатели дипломов аграрных вузов. В «женских» специальностях, к которым относится педагогика и экономика, мужчины гораздо чаще женщин работают не по профессии и, наоборот, в «мужской» инженерной специальности женщины чаще мужчин работают не по профилю.