?
Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и самодетерминации в развитии личности
Статья освещает результаты эмпирического исследования уровня личностного развития в его связи с особенностями рефлексии и самодетерминации личности. В качестве методов исследования применялись Тест неоконченных предложений Вашингтонского университета, Дифференциальный тест рефлексии, Тест-опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха, Тест самодетерминации, Русскоязычный опросник каузальных ориентаций, Дифференциальный опросник переживания одиночества. В ходе двух этапов исследования с участием респондентов в возрасте от 14 до 25 лет (N = 426) были выявлены положительные связи уровня личностной зрелости с такими позитивными феноменами, как системная рефлексия, самодетерминация, внутренняя (автономная) ¬каузальная ориентация. В то же время неконструктивные формы рефлексии, внешняя и безличная каузальная ориентация, оказываются не связанными с личностным развитием. Единственным значимым предиктором развития личности в краткосрочной перспективе (13 мес.), а также медиатором связи открытости опыту с уровнем развития личности, по данным исследования, оказывается системная рефлексия как способность и склонность к взгляду на себя со стороны, осознанию себя в контексте ситуации и осуществляемой деятельности.