Статья
Organized Dissonance and Emotionality: A Case Study of One Public Kindergarten in Moscow
Kindergarten structure and operation are strongly influenced by the interrelation between the emotionality of children and adults and the existing formal rules. This paper analyses the organizational form of a state kindergarten through Karen Ashcraft’s concept of “organized dissonance”. Case-study materials provide comparisons of bureaucratic organization, feminist organization, and organized dissonance based on parameters such as primary goals, power structure, rules, division of labor, qualifications for hiring and promotion, and ideal member relations. It is concluded that emotionality and the formal rules of kindergarten intermingle and may partially substitute for one another and modify the practices and participants’ relations.
The data were mostly collected through participant observations conducted in one of Moscow’s state kindergartens (April-May, 2013) but also included interviews and document analysis. Field notes and a diary were analyzed with the procedures of grounded theory.
Монография посвящена функционированию политической системы Российской империи в 1881–1905 гг., прежде всего механизмам законотворчества. Исследование проведено на основе широкого круга источников, значительная часть которых не опубликована. В центре внимания автора – государственные учреждения, политические институты, законотворческие практики и круг идей, в котором вращались представители высшей бюрократии изучаемого периода. Особое внимание уделено неформализованным практикам подготовки и принятия решений (влияние различных групп интересов, прессы, экспертных сообществ, корпоративные интересы бюрократии и др.). Все это позволяет выявить важнейшие характеристики «политической повседневности" изучаемого периода, во многом объясняющие ход политической истории России начала XX столетия. Монография рассчитана на историков, студентов гуманитарных специальностей, а также на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей.
На рубеже 1850-1860-х гг. Московское общество сельского хозяйства, самое крупное в России, проделало эволюцию от исключительно лояльной институции до очага сопротивления бюрократии. Не получив разрешения активно участвовать в подготовке аграрной реформы, оно выступило против ключевой роли в этом процессе чиновников и в защиту своих законных прав как общественной организации. Борьба под руководством А.Кошелева продолжалась несколько лет, но не привела к закрытию общества, как это произошло в 1861 г. с Земледельческим обществом Царства Польского.
Статья рассматривет гипотезу, согласно которой при определенных обстоятельствах именно недоверие служит фактором политического развития, тогда как доверие, особенно в патерналистской форме, консервирует неудовлетворительную ситуацию.
Экономика России демонстрирует рост, но для его поддержания принципиально важно не увеличивать государственные расходы.
Статья посвящена реформированию госаппарата в России, поиску новой модели взаимоотношений государства и гражданина. Анализируются этапы реформ, причины неэффективности законодательных актов.
Статья посвящена проблемам российской абсолютистской монархии XVIII-начала XX вв. в сравнительном освещении. Социальная функция абсолютизма состояла в национальной интеграции, культурной унификации и социальной трансформации традиционного общества, осуществляемой правовыми и насильственными средствами. Ключевая проблема – состоит в изменении роли бюрократии, которая может выступать главным сторонником реформ, или, совсем напротив, их главным противником. С этой точки зрения автор суммирует позитивные и негативные аспекты абсолютистских реформ с учетом сравнительного опыта других империй Европы и Азии.
How do Russian leaders balance the need to decentralize governance in a socially and politically complex country with the need to guarantee political control of the state?
Since the early 2000’s Russian federal authorities have arranged a system of political control on regional elites and their leaders providing a ‘police control’ of special bodies subordinated by the federal centre on policy implementation in the regions. Different mechanisms of fiscal federalism and investment policy were used to ensure regional elites’ loyalty and a politically centralized but administratively decentralized system was created.
Asking clear, direct and theoretically informed questions about the relationship between federalism, decentralisation and authoritarianism, this book explores the political survival of authoritarian leaders, the determinants of policy formulation and theories of federalism and decentralization, to reach a new understanding of territorial governance in contemporary Russia. An important work for students and researchers in Russian studies and regional and federal studies.
В 1897 году в ходе первой всероссийской переписи населения Николай II в анкетной графе «род деятельности» написал знаменитые слова: «Хозяин земли русской». Но несмотря на формальное всевластие русского самодержца, он был весьма ограничен в свободе деятельности со стороны бюрократического аппарата. Российская бюрократия – в отсутствие сдерживающих ее правовых институтов – стала поистине всесильна. Книга дает убедительный коллективный портрет «министерской олигархии» конца XIX века и подробное описание отдельных ярких представителей этого сословия (М. Т. Лорис-Меликова, К. П. Победоносцева, В. К. Плеве, С. Ю. Витте и др.). Особое внимание автор уделяет механизмам принятия государственных решений, конфликтам бюрократии с обществом, внутриминистерским интригам. Слабость административной вертикали при внешне жесткой бюрократической системе, слабое знание чиновниками реалий российской жизни, законодательная анархия – все эти факторы в итоге привели к падению монархии.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.