• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

СЛЕДУЯ ШАБЛОНУ: ПЕРЕНОС НАВЫКА МОДЕЛИРОВАНИЯ НА НЕТИПИЧНЫЕ ЗАДАЧИ

Экспериментальная психология. 2016. Т. 9 . № 1. С. 69-81.
Тюменева Ю. А., Гончарова М.

Предметом настоящего исследования явилось изучение особенностей применения навыка математического моделирования, сформированного на типичных задачах, при решении задачи с нетипичным контекстом. В ходе эксперимента с участием   106 студентов-первокурсников была осуществлена оценка процессов переноса навыка математического моделирования с решения типичной задачи на решение нетипичной, но аналогичной первой по структуре. Результаты исследования показали, что качество и динамика протекания разных этапов моделирования при близком переносе отличается от таковых при далеком переносе: при близком переносе происходит формальное воспроизведение шаблона, без его выравнивания с текстом новой задачи, что затрудняет дальнейшую интерпретацию; при далеком переносе моделирование подменяется обыденным способом решения – подбором. Таким образом, формирование навыка моделирования, как многоэтапного процесса, затруднено как при близком, так и  при далеком переносе способов решения задачи с типичной на нетипичную.