• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Еще раз об исследовательском потенциале поэтического корпуса: метр, лексика, формула

Статья продолжает начатую в публикациях других исследова- телей демонстрацию возможностей поэтического подкорпуса в со- ставе Национального корпуса русского языка. Речь идёт о том, ка- кие вопросы, связанные с историей русской поэзии, можно решать с помощью корпуса. В первой части статьи проводится пилотное исследование тяготения лексических единиц к определенным поэ- тическим метрам. Исследование проводится с применением колло- струкционного анализа. В качестве тестового материала использу- ются «метапоэтические термины», то есть такие, которые традици- онно используются при описании процесса создания поэтического произведения. Почти все они оказываются тяготеющими к ямбу. Исключение составляет слово «хорей», появляющееся чаще в хоре- ических строках. Вторая часть статьи реконструирует поэтическую традицию, в которой находится стихотворение Ф.И. Тютчева «По- следний катаклизм». Стихотворение рассматривается как состав- ленное из ряда поэтических формул, повторяемых текстовых фраг- ментов, каждая из которых имеет свою историю, происхождение и частотность в русской поэзии. Уяснение этих аспектов для каждой формулы помогает полнее представить генезис всего стихотворения и встроить его в модель восприятия читателя-современника