Статья
Онтологический аргумент Малевича: Бог как совершенство, или вечный покой
Революционер в искусстве, Казимир Малевич оставил обширное теоретическое наследие, которое часто не совпадает с образом, созданным о нем в обществе. В частности, это можно отнести к трактатам по супрематической философии, в которых Малевич размышляет о классических философских и теологических проблемах. Бог и человек, путь человека к абсолюту, пребывание Бога в абсолютной реальности, иначе говоря, супрематизм – вот то, о чем рассуждает Малевич на страницах своего теоретического учения. Онтологический аргумент, проблема cogito, теодицея и свобода воли – неполный перечень тем, которые он обсуждает. В настоящем исследовании главной задачей видится сопоставить рассуждения теоретика искусства с классическими философскими проблемами и провести параллели главным образом с Декартом и Лейбницем, а также с Платоном, Плотином, Августином, Ансельмом и Кантом. В результате хотелось бы получить картину малевичевского интеллектуального мира, который проливает свет на смысл его произведений искусства.
Алвин Плантинга в своей программной статье «Which World Could God Have Created?(впоследствии преобразовавшейся в полноценную книгу “Nature of Necessity рассматривает ситуацию относительно способности Бога сотворить тот или иной возможный мир. Основная идея статьи – показать, что известный парадокс Лейбница вызван непониманием последним того факта, что Бог может сотворить далеко не любой из возможных миров.
Статья представляет собой индивидуальный исследовательский проект Владимира Карловича Кантора, профессора философского факультета ВШЭ «Крушение кумиров: критический пафос русской философии», выполненный при поддержке Программы «Научный фонд ВШЭ»).
Исследование представляет собой сравнительный анализ теоретических положений философии языка в системах В. фон Гумбольдта и одного из его учеников, X. Штайнталя. Целью сравнительного исследования было проследить, в каких аспектах и каким образом философия языка Гумбольдта в дальнейшем развивалась Штайнталем. Основные общетеоретические вопросы, по которым сравнивались эти учения: связь языка и мышления, вопрос первичности или вторичности языка по отношению к мышлению, вопрос происхождения языка в сознании человека.
Проведен эксперимент, в котором изучалось влияние наблюдения испытуемыми специально разработанных объектов, находящихся в детерминистских нетранзивных отношениях превосходства, на изменение суждений о возможности/невозможности существования других "нетранзитивных" объектов в различных областях. Показано, что представления о нетранзитивных отношениях превосходства являются предметно-специфическими: участники допускают существование одних объектов, находящихся в нетранзитивных отношениях превосходства, и не допускают существования других (хотя реально они тоже возможны). Демонстрация различных объектов, находящихся в нетранзитивных отношениях превосходства, может вести к разным эффектам. Существуют "нетранзитивные" объекты, знакомство с которыми оказывает положительное влияние на изменение представлений о возможности существования других "нетранзитивных" объектов в других областях. Также есть "нетранзитивные" объекты, знакомство с которыми оказывает двойственное (как положительное, так и отрицательное) влияние на изменение этих представлений. В целом, необходима программа изучения исторического и онтогенетического развития понимания транзитивности/нетранзитивности отношений превосходства как фундаментальных свойств мира. Динамика постановки и решения (или признания неразрешимости) различных задач о транзитивности/нетранзитивности, происходящая в социо- и онтогенезе – это важнейшая составляющая процесса познавательного развития в целом.
Издание включает переводы на русский язык западноевропейских текстов V-XIV вв., объединенных темой средневековой субъективности. В нем представлены образцы разнообразных форм свидетельств человека Средневековья о самом себе: исповеди, наставления, мистического откровения, хроники собственной жизни. Эти свидетельства позволяют по-новому осмыслить место человека в средневековой культуре. Каждый из текстов снабжен научными комментариями и биографическими справками об авторах. Вводная статья книги очерчивает общую историографическую картину и проблематику изучения феномена средневековой «автобиографии».
Издание предназначено для историков, философов, культурологов, филологов, антропологов, психологов и может широко использоваться в соответствующих учебных курсах в вузах. Оно также адресовано всем, кого интересует тема «человек в истории».
В данной статье рассматриваются важные для современного общественного развития вопросы, связанные с практической коммуникативной деятельностью: воспитанием, образованием, общением людей в условиях стремительного развития информационных технологий и увеличения информационных потоков. В ней обосновывается актуальность материалистической трактовки основополагающих понятий «сознание» и «язык» как основы коммуникативной деятельности, подчёркивается, что эти понятия являются предметом исследования не только философии, но и целого ряда специальных гуманитарных и естественных наук, достижения которых стимулируют углубление разработки философских проблем, и что решения проблем современной общественной практики коммуникативной деятельности, от злободневной конкретики до глобальных, могут быть найдены только на основе чёткой научной трактовки фундаментальных понятий «сознание» и «язык».
Сочинение Рене Декарта "Человек" занимает особое место в философском наследии великого французского мыслителя. Рукопись этого произведения не публиковалась при жизни Декарта, она была найдена после его смерти среди бумаг философа. В этой работе Декарт излагает свои базовые антропологические идеи: воззрения на природу человеческого тела и души, на характер их взаимодействия друг с другом, на особенности строения человеческого тела и его основные функции. На русском языке перевод, снабженный комментарием и научно-аналитическим послесловием, публикуется впервые.
Статья посвящена 80-летию выдающегося психолога и педагога – В.В. Давыдова, разрабатывавшего совместно с Д.Б. Элькониным психологические основы и педагогическую практику развивающего образования. Центром разработанной ими программы было развитие теоретического мышления, формирование у школьников готовности к мысли и способности к понятийному мышлению. В статье сделана попытка применить развитые В.В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу мышления как такового. Наибольшее внимание уделено рефлексии и интуиции.
Международная коллективная монография посвящена актуальным проблемам инновационного поликультурного образования и его рефлексивно-психологического обеспечения на основе методологии проектно-исследовательского подхода к изучению и развитию возрастных особенностей мышления, рефлексии и личности учащихся. На базе взаимодействия новых областей человекознания (рефлексивно-гуманитарной психологии, рефлексивно-интегративной акмеологии, рефлексивно-деятельностной педагогики) в разделах книги анализируются социокультурные, историко-научные, теоретико-методологические, концептуально-методические, учебно-воспитательные, ресурсно-управленческие, организационно-практические аспекты развития инновационного поликультурного непрерывного образования на всех его основных ступенях. Новизна книги в том, что с единых теоретико-методологических позиций проектно-исследовательского подхода на общей концептуально-методической основе рефлексивной психологии творчества и рефлексивно-деятельностной педагогики обобщается инновационный педагогический опыт, спроектированный на различных экспериментальных площадках: дошкольного, школьного, досугово-дополнительного, вузовского и последипломного профессионального образования. Специальные разделы посвящены обобщению инновационного опыта работы передовой столичной Гимназии N 1526 и ее Ресурсного центра, где ряд лет разрабатываются образовательные рефлетехнологии, которые эффективно используются в учебно-воспитательном процессе, проектируемом в социокультурном пространстве ХХI века. Данная практико-ориентированная монография рекомендуется философам, психологам, акмеологам, управленцам, педагогам и всем интересующимся вопросами модернизации непрерывного, поликультурного, личностно-ориентированного общего, дополнительного и профессионального образования в современных условиях.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.