• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 38 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Иванова Ю. В. Артикульт. 2014. № 2 (14).

Статья посвящена анализу одного из первых сочинений раннего Нового времени, посвященных юридическому и богословскому обоснованию права европейцев на оккупацию и колонизацию территорий, принадлежащих неевропейским народам.

Добавлено: 14 мая 2014
Статья
Иванова Ю. В. Артикульт. 2014. № 13 (1). С. 10-25.

В статье рассматриваются стратегии аргументации, предложенные доминиканским богословом Франсиско де Витория (ок. 1483 – 1546) в сочинениях о взаимоотношениях испанских колонизаторов и коренного населения американского континента (трактаты «Об индейцах» - De indis и «О праве войны» - De jure belli, входящие в состав большого цикла очерков, посвященных различным богословским вопросам и объединенных под общим названием «Relectiones theologicae»). Одна из центральных тем нашей работы - противоречивость вводимого де Витория понятия социальности, в особенности когда оно становится основной категорией анализа антропологических оснований, которые, по мысли автора, делают возможным построение отношений между нациями. Рассмотрение юридических и экзегетических аргументов, содержащихся в трактате, позволяет противопоставить сочинение де Витория, с одной стороны, традиции историографической апологии интервенции, а с другой стороны – экзегетической традиции оправдания «прав» короля и Папы на новооткрытые земли. В статье показывается, что понятие «справедливой войны» (bellum justum) можно рассматривать как «предельное понятие», основанное на парадоксальной структуре «исключенности/включенности» в смысле, близком к тому, о котором идет речь в «Homo sacer» Дж. Агамбена. Поэтому эту категорию следует отнести к множеству предельных понятий юриспруденции и политической теории раннего Нового времени, таких как социальность, чрезвычайное положение и естественное состояние.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Левина Т. В. Артикульт. 2013. № 4. С. 4-11.

 

В “Государстве” Платон несколько раз говорит о вреде, который наносят государству художники и поэты. Они портят нравы граждан, развивая в них чувственное начало, вместо того, чтобы помогать их стремлению к умопостигаемым идеям. Поскольку интеллектуальное начало не развивается, то их искусство не приносит пользы. Однако Платон превозносит математику как дисциплину, помогающую приблизиться к идеальному миру: размышления об общезначимых законах помогают развивать правильное стремление души. В статье предпринимается попытка ответить на вопрос: подпадает ли абстрактное искусство под искусство, которое должно быть изгнано? Может ли абстрактное искусство быть связано с математикой и стать полезным для граждан? Мы постараемся разобраться в платоновской теории.

 

Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Левина Т. В. Артикульт. 2011. № 1.

Цель статьи – проследить четкую линию преемственности от иконы к абстракции русского Авангарда. Линия восточнохристианского (а точнее, поздневизантийского и русского понимания образа) была прочерчена: от богословия Григория Паламы к Феофану Греку, через служение Сергия Радонежского к Андрею Рублеву, далее - к авангардистам Михаилу Ларионову, Казимиру Малевичу, философу Павлу Флоренскому и другим. Эту линию условно можно назвать катафатической, ибо она связана с отличным от западной теории образа пониманием присутствия Бога. Мы показали, что западное понимание образа связано с понятием отсутствия на примере французской феноменологии. Метафизический реализм является исходной точкой развития линии русского искусства. Понимание этой линии от иконы к авангарду поможет объяснить основы художников-авангардистов, получившие отражение в их картинах, манифестах и теории. В этом ракурсе мы рассматриваем лучизм Ларионова и теорию супрематизм Малевича.

Добавлено: 11 июля 2012
Статья
Ищенко Н. И. Артикульт. 2016. Т. 4. № 24. С. 73-78.

В экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера временность становится фундаментальной онтологической характеристикой человеческого существования: экзистенция обнаруживает себя как экстатическая временность, представляющая собой горизонт для понимания бытия, сущностно принадлежащий Dasein. Так понимаемая временность рассматривается Хайдеггером как источник онтологической разницы между бытием сущего и бытием как таковым.

Добавлено: 19 февраля 2017
Статья
Салтыков Д. И. Артикульт. 2014. № 13(1-2014). С. 6-9.

В теории искусства второй половины XX века происходит конфликт между двумя направлениями - антиэссенциализмом и институционализмом. Если определять эссенциализм так, как сделал это Карл Поппер, противопоставление этих подходов кажется ошибочным. Сравнивая точки зрения Морриса Витца и Джорджа Дики, мы намечаем возможные пути их синтеза.

Добавлено: 20 ноября 2015
Статья
Лапина-Кратасюк Е. Г. Артикульт. 2014. № 16 (4-2014). С. 6-13.

В статье рассматриваются проблемы определения исторического фильма в ситуации цифровой культуры, прагматика современного исторического фильма и других форм инструментализации истории в медиа, а также задачи public history в области медиатизации исторического знания.

Добавлено: 19 января 2015
Статья
Соколов П. В. Артикульт. 2015. Т. 20. № 4. С. 72-83.

В статье анализируются нарративы, создаваемые паломниками-хаджи, получившими западное воспитание. Доказывается, что целый ряд представлений о природе власти, истории и исторических памятниках, источниках культурных норм, социальном характере исторического знания у этих паломников оказываются «западными», независимо от личной религиозности. Рассматривается, как наличие этой незавершенной системы западных представлений влияет на понимание святых мест как структуры, на использование категорий «архаики», «древности», «современности», «искусства» и других ключевых категорий европейского туристического опыта, которые в данном случае своеобразно деформируются. Урбанистические проекты в Саудовской Аравии рассмотрены как своеобразный спор с историей, претендующий изобрести альтернативу западному историзму.

Добавлено: 13 марта 2016
Статья
Левина Т. В. Артикульт. 2014. № 3. С. 17-25.

Темой статьи является критика антропоцентризма с точки зрения платонистских концепций.  Аргументативным “пределом” антропологии является экологическая проблематика, одна из самых острых проблем современности. В статье анализируется направление “глубинной экологии”, которое связано с философией Хайдеггера, рассматриваемой в качестве критической по отношению к антропологии. По окончании статьи предложено опровержение “критичности” Хайдеггера, а также намечены новые пути критики антропологии. 

Добавлено: 9 ноября 2014
Статья
Осминская Н. А. Артикульт. 2014. № 15 (3 - 2014). С. 6-16.
Статья посвящена рассмотрению теологических, гносеологических и логических аспектов двух крупнейших энциклопедических проектов XVII века - «Энциклопедии» 1630 г. И.Г.Алстеда и «Пансофии» Я.Коменского. Интерес автора сосредоточен преимущественно на той трансформации, которую претерпела в этих проектах идея всеобщей науки и естественной теологии – от онтологизированной логики раннего Альстеда в духе «великого искусства» Раймона Луллия до причудливого сочетания рационализма и сенсуализма у Я.Коменского и раннего Лейбница.
Добавлено: 26 марта 2015
Статья
Гурьянов И. Г. Артикульт. 2015. № 17 (1). С. 13-26.

Понятие «мест памяти», сформулированное изначально в рамках исторической науки, достаточно быстро оказалось востребовано в дискурсах культурных исследований, урбанистики, социальной антропологии и современного искусства. Этому способствовала скрытая в нем пространственная метафора, привлекательная тем, что, оставаясь в границах академического понимания прошлого, она отсылает к более живому и непосредственному опыту, и это отличает представителей «мемориального поворота» от более традиционных направлений историографии, имеющих дело преимущественно с текстовыми или археологическими свидетельствами. При этом дискуссии в историческом сообществе и многообразие исследовательских и культурных контекстов, в которые привлекалось понятие «мест памяти», значительно изменили его изначальные коннотации. Изучение городской памяти как отдельная область исследований оформилось именно в атмосфере активной проработки темы памяти в гуманитарных науках, науках об обществе и искусстве. Однако же внутреннюю связность ему придает именно метафорическое использование ограниченного числа базовых понятийных дихотомий, позволяющих охватить в едином взгляде совершенно разнопорядковые, с точки зрения других дисциплин, явления городской жизни.

Добавлено: 25 мая 2015
Статья
Осминская Н. А. Артикульт. 2017. Т. 28. № 4. С. 16-35.

В статье дается анализ основных этапов трансформации городских образов в европейском искусстве XVII – XVIII вв., от обособления городского пейзажа в самостоятельный жанр до дифференциации различных поэтик городского пространства. Анализируя три традиции городского пейзажа — голландскую, венецианскую и римскую ведуту — автор выделяет три основные модели осмысления городской среды (город как среда повседневности, город как сцена, город как музей) и, соответственно, три модели визуальной поэтики (поэтика зеркального отражения, поэтика иллюзии, поэтика воображения).

Добавлено: 25 февраля 2018
Статья
Островская Е. С. Артикульт. 2013. № 4. С. 12-25.

Русско-японская война 1904-1905 гг. во многих отношениях стала прообразом двух мировых войн, потрясших столетие, в том числе и в первую очередь как знак индустриальной и урбанистической цивилизации. Предмет данного исследования – поэтическая проекция осмысления этой войны городом, далеким от боевых действий, городом – локусом как предпосылок, так и последствий войны. Статья предлагает общий подход к анализу поэтики стихотворного текста с точки зрения проекций города, а также прослеживает поэтическую рецепцию Порт-Артура в стихах 1904-1906 гг.

Добавлено: 31 января 2014
Статья
Бакина Т. В. Артикульт. 2020. № 38. С. 87-96.

Статья посвящена особенностям интерпретации модного силуэта начала ХХ века в костюмах персонажей исторических голливудских фильмов 1930-х годов. Достаточно неоднородный образ моды этого десятилетия по большому счету оставался проигнорирован художниками по костюмам 1930-х годов в силу нескольких причин. Во-первых, малая историческая дистанция между двумя эпохами осложняла процесс осмысления некоего образа эпохи, который можно было бы передать на экране так, чтобы он считывался и опознавался массовой зрительской аудиторией. Во-вторых, несмотря на радикальные различия в моде этих двух десятилетий, фильмы о 1910-х годах, как правило, не вызывали ощущения «исторических» – опять же, из-за малой временной дистанции. Наконец, голливудские художники по костюмам 1930-х занимались созданием запоминающихся, иногда вычурных, но главное – модных костюмов, которые функционировали практически как показ мод на экране. Появления устаревших платьев – таких, которые было бы назвать винтажными – избегали. На примере ряда американских кинокартин 1930-х в статье рассматриваются конкретные случаи реализации этих стратегий.

Добавлено: 21 июля 2020
Статья
Лапина-Кратасюк Е. Г. Артикульт. 2011. № 2. С. 19-32.

В статье, на примере в основном американских и британских телевизионных сериалов второй половины двухтысячных годов, рассматриваются особенности репрезентации профессиональной среды постиндустриального общества периода экономического кризиса. Показано, что в образах героев сериалов парадоксальным образом сочетаются основные черты «информационных работников», описанных в трудах социальных теоретиков 1970х – 1990х годов ХХ века и представителей общества, для которого характерны традиционные типы коммуникации (что, впрочем, согласно ряду теорий, является одним из основных определений «сетевого общества»). 

Добавлено: 10 августа 2017
Статья
Давыдов С. Г., Логунова О. С. Артикульт. 2013. № 3. С. 71-76.

В предлагаемой статье, основанной на результатах контент-анализа информационных передач тех ведущих российских телеканалов, рассматриваются исторические персонажи, упоминавшиеся в данных передачах, а также контекст данных упоминаний. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что данные упоминания делаются либо в контексте фиксации перехода персонажей из настоящего в историческое, либо в рамках легитимации происходящего в настоящем за счет введения его в исторический контекст.

Добавлено: 28 ноября 2013
Статья
Владимирова А. В. Артикульт. 2013. Т. 11. № 3. С. 98-106.

Становление Китая как нового центра силы вызывает острые дебаты на тему его возможного позитивного и негативного влияния на систему международных отношений. В попытках объяснить настоящее и предугадать то, что ждет мир в будущем, человечество традиционно обращается к истории. Между тем в эпоху новых медиа и стремительного развития технологий эта отрасль знания неизбежно претерпевает изменения, в частности, все большую роль начинает играть публичная история. Для Китая, который уделяет особое внимание мягкой силе и своему имиджу на международной арене, этот аспект крайне важен, хотя корни особого, отличного от западных стран, отношения к истории уходят далеко вглубь веков. Очевидно, что формирование китайского исторического нарратива характеризуется целым рядом особенностей, которые необходимо выделять и подвергать всестороннему анализу. 

Добавлено: 30 ноября 2013
Статья
Хохлова Е. А. Артикульт. 2018. № 32. С. 56-70.

Корейская пейзажная живопись в XV – XVII веках развивалась в нескольких направлениях. В статье рассматриваются корейские пейзажи панорамного вида указанного периода. Описаны основные примеры произведений, показана связь с китайской традицией пейзажной живописи. Автор интерпретирует содержание панорамных пейзажей, рассматривая их в синтезе с поэзией в жанре короткого сиджо XV – XVII веков.

Ключевые слова: корейский панорамный пейзаж, корейское искусство, поэзия сиджо, эпоха Чосон, неонконфуцианство.

Добавлено: 23 января 2019
Статья
Подобуева Е. В. Артикульт. 2020. Т. 37. № 1. С. 115-124.

Статья посвящена рассмотрению проблемы кризиса искусства в России начала ХХ века на примере супрематического творчества К. Малевича и философских воззрений Н. Бердяева и М. Гершензона. К. Малевич представлял собой уникальный феномен в мире искусства первой половины двадцатого столетия. Он сумел воплотить в супрематизме сущность «искусства ради искусства», стремление к выходу за данность эмпирической реальности. Подобное стремление было крайне важно для М.О. Гершензона, который видел обращение к «внеэмпирическому» необходимым для избавления от тяжких оков «прошлого», которые в том числе представляются одними из атрибутов кризиса искусства. Похожая позиция была актуальна и для Н. Бердяева, однако, с одной существенной оговоркой: он полагал, что идеи Малевича только лишь отражают наличие самого кризиса, но не выводят ни к чему новому, потому как подобное искусство обезличено, лишено духовного. Тем не менее, если обращаться к философским текстам Малевича, можно обнаружить определенное несоответствие тезису Бердяева, так как для него самого ключевым понятием его философии и творчества остается интуиция, неразрывно связанная с понятием духовного. Именно посредством взаимодействия данных понятий, согласно Малевичу, возможно истинное искусство. 

Добавлено: 16 апреля 2020
Статья
Данько С. В. Артикульт. 2014. № 3.

В статье обсуждается соотношение мистического и фактического  (на основе работ Л.Витгенштейна).

Добавлено: 9 декабря 2014
Статья
Исаев Е. М. Артикульт. 2017. № 4. С. 114-124.

Статья посвящена проблемам репрезентации Второй мировой войны в одном из самых популярных в СССР изданий, журнале «Советское фото». В статье анализируется процесс развития журнала в контексте меняющейся культурной политики в 20-30-е гг. Таким образом, получается охарактеризовать ситуацию, в которую попали военные фотокорреспонденты в 40-е гг., чьи визуальные документы и свидетельства позже станут важной группой источников в разговоре о Второй мировой войне. Во второй части статьи ключевым аспектом анализа становится дискурс о войне в печатных текстах и популярных снимках журнала «Советское фото». Таким образом, рассмотрены трансформации исторической политики в отношении Второй мировой войны в СССР во второй половине XX века.

Добавлено: 13 февраля 2018
1 2