• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности

Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 57-68.
Гордеева Т. О., Гижицкий В. В., Сычев О. А., Гавриченкова Т.

Сопоставлены две формы внешней мотивации достижений – мотивация уважения другими людьми и мотивация самоуважения. На материале изучения профилей учебной мотивации старшеклассников (N = 315) показано, что мотивация самоуважения является характерным типом учебной моти-вации, который в отличие от других типов внешней мотивации выступает предиктором учебной настойчивости, в свою очередь вносящей позитивный вклад в академические достижения. В целом вклад мотивации самоуважения в успешность старшеклассников меньше, чем у внутренней мотивации, ввиду довольно узкого спектра позитивных последствий, связанных преимущественно
с настойчивостью, а её место в мотивационном профиле школьников из высокорейтинговых школ существенно ниже, чем у учащихся обычных школ. С другой стороны, мотивация уважения дру-гими людьми (родителями), в отличие от мотивации самоуважения, не вносит вклада в настойчивость старшеклассников и негативно сказывается на их успеваемости. Из полученных результатов следует, что мотивация самоуважения является наилучшим из доступных побудителей при слабо-сти внутренней мотивации или решении рутинных задач.