Статья
Четыре сибирских храма 1770-х гг.: из Иркутска в Енисейск
В статье рассматриваются четыре малоизвестных произведения 1770-х гг. — церкви Посольского монастыря на Байкале, Троицкая в Енисейске, Владимирская в Иркутске и Одигитриевская в Кузнецке. Проведенный анализ показывает, что все они развивают формы иркутской школы. Иркутская церковь не порождает подражаний, в то время как енисейская оказывается ключевой в формировании местного барокко. Подобный «перенос» традиции видится нетипичным для русских региональных архитектур XVIII в. явлением
Данная статья посвящена исследованию подходов к решению проблемы неэффективного использования вычислительных ресурсов аппаратно-программных комплексов при использовании веб-приложений и сервисов. Представлены результаты исследования распределенных вычислительных систем, а также возможных вариантов реализации распределенной вычислительной системы веб-приложений и сервисов на базе кластерной архитектуры. Полученные результаты могут быть полезны для разработчиков управляющих приложений и сервисов на базе свободного ПО, а также администраторов, выполняющих настройку оборудования и программного обеспечения, в задачах балансировки нагрузки кластерных решений. Статья подготовлена на основе результатов работ, выполняемых авторами по условиям государственного контракта в рамках реализации мероприятия 1.2.2. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы.
Михаил Анатольевич Белов родился 12 июля 1956 года в городе Калининграде Калининградской области. В 1974 году со второго раза поступает в Московский архитектурный институт, который заканчивает в 1980 году в группе профессора Бориса Григорьевича Бархина. С 1974 по 1980 год выполняет ряд студенческих конкурсных проектов под руководством профессора Ильи Георгиевича Лежавы. С 1980 по 1981 год работает в институте генерального плана г. Москвы архитектором отдела под руководством Алексея Эльбрусовича Гутнова. С 1982 по 1983 служит в советской армии, демобилизуется рядовым. С 1983 начинает преподавать в МАРХИ вначале ассистентом, затем старшим преподавателем. С 1989 по 1995 в основном живет и работает за границей – в Японии, Австрии, Великобритании и ФРГ, в ФРГ вместе с семьей проводит 4 года. Возвращается в Россию осенью 1995 года и с 1996 года становится профессором МАРХИ, а также начинает частную архитектурную практику в Москве. Постоянно живет и работает в Москве.
В статье рассматриваются отдельные аспекты реального участия российской имперской власти в регулировании различных сторон жизнедеятельности Православной церкви, в том числе внутрицерковной. Анализ взаимоотношений государства и Церкви осуществлен на основе широкого привлечения источников законодательного характера, а также различных источников, характеризующих установленную систему управления религиозными конфессиями в синодальный период. Один из основных выводов исследования заключается в том, что российское законодательство на протяжении синодального периода истории Русской православной церкви обеспечивало первенство РПЦ в вероисповедной системе империи (принадлежность к Православию императора, государственный статус главных православных праздников, преимущественное право публичной религиозной проповеди и др.). Между тем РПЦ, наряду с другими признанными законом исповеданиями, занимала подчиненное в отношении светской власти положение, в том числе по целому ряду внутрицерковных вопросов. Сложившаяся система управления РПЦ в начале XX в. стала одним из главных противоречий государственно-церковных отношений в Российской империи, определявших правовые и церковно-политические аспекты кризиса российской государственности.
Книга посвящена истории Иркутского радиовещания в 1920-1930-е гг.
Для всестороннего изучения и понимания человека эпохи «барокко» большой интерес представляют маргинальные группы населения, такие как беглые солдаты, нищие, разбойники, которые составляли неотъемлемую часть социального пейзажа России XVIII века. В статье предложен анализ социального портрета московского «мошенника», или мелкого карманного вора, середины XVIII века на основе материалов следственных дел по доносу Ивана Осипова Каина.
В 1742 г. «вор и мошенник» Ванька Каин стал «доносителем» и «сыщиком» Сыскного приказа, ведавшего уголовными делами в Москве в 1730 – 1763 годах, и в течение нескольких лет (1742 – 1748) он ловил и приводил в Сыскной приказ в основном мелких преступников – карманных воров («мошенников»), скупщиков краденого, беглых солдат. В результате его доносительской деятельности сложился значительный информационно насыщенный блок сведений о среде профессиональных московских «мошенниках» 40 – 50-х годов XVIII века.
Сплошной просмотр описей Сыскного приказа (Российский государственных архив древних актов, фонд 372) выявил 72 следственных дела по доносу Ивана Каина за период с конца 1741 по 1748 год. Каждое из дел начинается с извета «доносителя», в котором он обосновывал привод обвиняемого в Сыскной приказ (знает за ним «мошенничество», на него имеется «оговор» и т. п.), а также объяснял обстоятельство его поимки. Далее следует допрос подозреваемого, в который включались сведения о возрасте, происхождении, семейном и социальном положении обвиняемого, а также о совершенном преступлении – объекте воровства, жертве, сообщниках и пр. Благодаря стандартной схеме расспроса сведения следственных материалов позволили создать базу данных о преступлениях и преступности в Москве середины XVIII в., учитывающую как количественные, так и качественные характеристики участников следственного действия.
Три основные социальные группы питали профессиональную воровскую среду.
Среди «мошенников» мы находим много фабричных, в основном Большой суконной фабрики. Тяжелейшие условия работы и жизни создавали условия для возникновения в фабричной среде острой криминогенной обстановки и целого сообщества фабричных-«мошенников». Многих из членов этого сообщества объединяла одна черта биографии: в «ранних годах» они остались без родителей и записались в фабричные ученики. Именно этот разрыв с социальным институтом семьи представляется весьма существенным фактором в генезисе московского «мошенника» XVIII века.
Второй по численности социальной группой преступников являлись малолетние мошенники. В основном это подростки без семьи 10 – 16 лет, солдатские дети. Оставшись без отцов в малолетнем возрасте, они отдавались на воспитание в Гарнизонную школу у Варварских ворот. Основанная Петром I для обучения сирот (после Школы их записывали в армию), Гарнизонная школа, однако, являлась малоподходящим местом для воспитания детей. Претерпевая постоянную нужду, сироты проходили свою «школу жизни» на московских улицах. Здесь под влиянием более взрослых «мошенников», дети-сироты сами вставали на преступный путь и постепенно в совершенстве усваивали тонкости воровского «ремесла».
Третей существенной категорией московских «мошенников» являлись беглые солдаты. Это были люди, которые в силу различных обстоятельств не смогли воплотить собой в жизнь тот идеал, который сформулировал Петр Великий в Воинском артикуле. Некоторые из «находящихся от службы в укрывательстве» в Москве интегрировались в преступный мир, и воровство для них становилось единственным источником средств существования.
Анализ социального портрета московского «мошенника» эпохи «барокко» показал, что мелкими карманными кражами в Москве занимались по большей части представители таких новых социальных групп, возникших лишь вместе с петровской модернизацией первой четверти XVIII в., как фабричные, беглые солдаты, солдатские дети. Не являлся ли рост (а, может быть, появление?) профессиональной городской преступности в Москве XVIII века побочным эффектом форсированной петровской модернизации? Пока мы можем выдвинуть это предположение в качестве гипотезы. Дальнейшее исследование позволит либо подтвердить ее, либо опровергнуть.
Гуманистическая историография в Италии представлена именами Л. Бруни, Ф. Бьондо, Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. Термины «гуманизм» и «гуманисты» означают, что именно человек и его земные проблемы (а не проблемы веры) оказались теперь в центре внимания интеллектуалов.
Методические указания содержат упражнения по компьютерному моделированию архитектурных элементов в графическом пакете Autodesk 3D Studio Max 2011 с примерами выполнения.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.В статье рассказывается, как шла подготовка к спектаклю "Борис Годунов" в Театре на Таганке. Как из кропотливой совместной работы режиссера и актеров постепенно вырастало здание спектакля. Приводятся стенограммы репетиций 1982 года - до вынужденного отъезда Юрия Петровича за границу.
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.