• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 8 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Масиель С. Л. Архитектурное наследство. 2019. № 70. С. 59-71.

Вологда была третьим по значению строительным центром России середины XVII — начала XVIII в., но здесь не сложилось собственной архитектурной школы. Первые здания были связаны с мастерами, работавшими в Ярославле, Костроме и Галиче. Последующие храмы «дивного узорочья» были возведены при участии московских масте- ров. Скромные храмы раннепетровского времени связаны также с По- волжьем и Устюгом и, воспроизводя формы местного узорочья, очень робко обращаются к нарышкинским формам.

Добавлено: 20 ноября 2019
Статья
МасиельСанчес Л. К. Архитектурное наследство. 2014. № 60. С. 122-138 .

В 1699-1714 гг. на государственные средства мастера из Москвы, Ярославля, Соликамска, Тобольска и др. городов велось масштабное каменное строительство более чем в десятке городов Сибири. В Верхотурье, Далматовом монастыре, Тобольске, Тюмени, Енисейске, Иркутске и Нерчинском монастыре сохранились построенные тогда каменные кремли, гостиные дворы, приказные избы и храмы. Их архитектура — яркие образцы столичного нарышкинского стиля. Несмотря на некоторые архаические допетровские черты, они оригинальны и порой уникальны по сложной композиции (крещатое пятиглавие на восьмерике) или изощренному декору (изразцовые композиции в виде солнц). Анализ этих зданий в общерусском контексте позволяет считать их самым передовым архитектурным явлением своего времени вне Москвы и ее окрестностей. Опыт этого строительства во многом подготовил и предопределили успех начавшегося несколько позже крупнейшего строительного мероприятия Европы XVIII в. - возведения новой столицы России Петербурга.

Добавлено: 13 февраля 2015
Статья
МасиельСанчес Л.К. Архитектурное наследство. 2013. Т. 58. С. 108-117.

В исследование предлагается периодизация буддистской архитектуры Бурятии и характеристика ее этапов. В 1750–1850 гг. иконография ориентировалась на Тибет — символические образы мандал, условно реалистические изображения тибетских святынь. Архитектурные формы при этом сочетали русские приемы и элементы с отдельными заимствованиями из строительного опыта соседней Халха-Монголии. В 1850–1900 гг. бурятские строители все дальше отходят от русского наследия, их постройки становятся частью буддистской дальневосточной традиции. Соединяя тибетские и китайские черты, они приобретают все больше сходства не только с монгольскими, но и восточнотибетскими постройками. Наконец, в 1900–1930 гг. развитие историчности мышления заставляет сознательно обращаться как к собственной старой традиции, так и к прославленным тибетским образцам, точно воспроизводя их иконографию и отдельные формы.

Добавлено: 21 февраля 2014
Статья
Виноградов А. Ю. Архитектурное наследство. 2020. Т. 72. С. 13-20.

В статье впервые публикуется неизвестный средневековый кресто- во-купольный храм в Хосте (Краснодарский край). Его развалины были вскрыты при строительстве железной дороге в 1915 г., и описаны в 1917 г. А. П. Лебедянской. Храм относится к типу вписанного креста сложного извода и принадлежит последней стадии развития «абхазской» шко- лы (957–967 гг.). Как и в церкви в Лоо, фасады здесь были разделаны глухими арками. Уникальная особенность церкви в Хосте — замена крестчатых столпов на круглые, подражающие мраморным колоннам.

Добавлено: 7 сентября 2020
Статья
МасиельСанчес Л. К. Архитектурное наследство. 2011. № 54. С. 144-157.
Добавлено: 13 февраля 2015
Статья
МасиельСанчес Л. К. Архитектурное наследство. 2011. № 55. С. 77-87.

Предмет данной статьи — стиль каменной архитектуры Архангельска и окрестностей (Нижнего Подвнинья) в XVIII в. Трудность его изучения состоит в том, что и так немногочисленные каменные церкви этого региона (для него было характерно деревянное строительство) были большей частью уничтожены в Советское время. Первые храмы Архангельска относились к холмогорской школе, созданной каменщиками архиепископа Афанасия (1682–1702); наиболее поздние храмы этого архаического направления строились в селах еще в 1730-е. Создание собственно архангелогородской школы связано со строительством Троицкого собора (1709–1743), построенного, как представляется, мастерами из Великого Устюга, работавшими на огромных территориях от Белого моря до Байкала. По окончании строительства собора традиция была продолжена строителями нескольких городских церквей 1740-х – 1760-х гг. В целом, все эти здания относятся к последней фазе нарышкинского стиля, яркой проявившей себя в дальних регионах вроде Вятки, Тобольска и Иркутска. Но в дальнейшем строительство в Архангельске практически прекратилось и школа не пережила вторую, барочную фазу расцвета, как это случилось в Тотьме, на Вятке и в Сибири в 1770-е – 1790-е гг.

Добавлено: 13 февраля 2015
Статья
Виноградов А. Ю., Елшин Д. Д. Архитектурное наследство. 2015. № 63. С. 5-18.

В статье делает вывод о том, что к X-XI вв. в Васпуракане и Муше точно относятся только два кирпичных храма, тогда как все остальные кирпичные церкви датируются османским временем.

Добавлено: 23 февраля 2016
Статья
Масиель С. Л. Архитектурное наследство. 2015. Т. 62. С. 118-127.

В статье рассматриваются четыре малоизвестных произведения 1770-х гг. — церкви Посольского монастыря на Байкале, Троицкая в Енисейске, Владимирская в Иркутске и Одигитриевская в Кузнецке. Проведенный анализ показывает, что все они развивают формы иркутской школы. Иркутская церковь не порождает подражаний, в то время как енисейская оказывается ключевой в формировании местного барокко. Подобный «перенос» традиции видится нетипичным для русских региональных архитектур XVIII в. явлением

Добавлено: 9 ноября 2015