• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Информирование и развлечение: представление проблем современной российской образовательной политики в формате ток-шоу

Вопросы образования. 2015. № 4. С. 234-253.
Радина Н. К., Шаманина С. А.

В статье представлены результаты эмпирического исследования выпусков ток-шоу региональных («Вызовы жизни» ННТВ, Нижний Новгород) и федеральных («Пусть говорят», ОАО «Первый канал») телерадиокомпаний, ориентированных на проблемы образования и образовательной политики (период 2012 – 2013 г.г.). Теоретическая основа, используемая в исследовании – теория фрейминга, базирующаяся на идеях фрейм-анализа Ирвина Гофмана, согласно которой СМИ, формируя социальную реальность, формулируют готовые диагнозы, оценки и предписания для потребителей медиареальности.
Материалы ток-шоу проанализированы на основе «открытого кодирования» с созданием на базе качественного анализа кодировочной системы и последующим количественным анализом матрицы данных (определение в процессе фрейм-анализа макропропозиций и связей между ними) с использованием методов математической статистики. Дополнительно использовалась техника риторической деконструкции социальных проблем П. Ибарра и Д. Китсьюз. В качестве координат «объективной социальной реальности» были определены направления развития образовательной политики, представленные в документах и программах действий правительства РФ.
На основе интеграции качественных и количественных методов в изучении медиавоздействия в статье описываются фреймы в представлении российской образовательной политики, а именно, фрейм информирования (представляющий относительно согласованные положения образовательной политики и практики), реализованный в ток-шоу региональной телерадиокомпании ННТВ, и фрейм развлечения (акцентуированная негативная практика, использующая контроль над сознанием зрителей посредством шокирующего эмоционального воздействия), реализованный в ток-шоу ОАО «Первый канал». Проблематизируется позиция государства в поддержке стратегий, используемых СМИ, и качество медиавоздействия в области образовательной политики средствами ток-шоу.