• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Видеоарта: «белый куб» галереи или «черный бокс» кинозала?

Вестник ВГИК. 2014. № 4 (22). С. 126-135.

Феномен видеоарта рассматривается в данной статье с точки зрения его презентации зрителю. Видео может проецироваться на стену галереи или будет помещено в затемненный «бокс» – каждый из способов экспонирования видео задает свой модус восприятия работы. Анализ стратегий презентации видеоарта не сегодняшний день актуален, потому что он поможет приблизить к пониманию связи формы и содержания в произведении.

Сегодня происходит своеобразное сближения видеоарта с киноискусством, и все чаще на выставках видео помещают в затемненные комнаты, «боксы», похожие на кинозалы. Видеоарт выигрывает от такого способа презентации, так как тишина и темнота кинозала помогают зрителю сосредоточиться на экранном образе, к тому же «черный бокс» идеальная площадка для просмотра высококачественного видео. Однако, «бокс» таит в себе потенциальную опасность: когда видео предъявляется зрителю в кинозале, где он смотрит произведение так, как привык смотреть кино, зритель бессознательно начинает и воспринимать эту работу как фильм. Оказавшись в институциональном поле кинематографа, видеоарт рискует - сперва в глазах зрителей, а потом и в понимании художников – слиться с экспериментальным кино в общий, уже не поддающийся дифференциации поток визуальной образности.