• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Современная австрийская школа об институтах, проблемах развития и роли экономиста

Вопросы экономики. 2015. № 7. С. 73-86.

В статье рассматривается классификация институтов, предложенная представителями современной австрийской экономической школы, и исследуется значение этого анализа для понимания проблем экономики развития. В частности, изучается роль приживаемости (stickiness) институтов в изначально неорганичной для них социальной среде. Стремление вменить отсталой стране прогрессивные институты без приспособления к ее эндогенным институтам или не меняя последние посредством формирования новых убеждений чревато их отторжением. Исходя из этого, в современной австрийской школе экономист рассматривается не в качестве инженера, а в качестве исследователя и просветителя, влияющего на убеждения людей.Позиция современной австрийской школы по вопросам развития не очень известна на фоне широкой популярности концепций новой институциональной экономики. Но представителям этой школы есть что предложить в плане изучения роли институтов в эволюции общества. В статье будет рассмотрена предложенная ими классификация институтов, позволяющая, в сущности, выстроить их иерархию по критерию укорененности в том или ином социуме. Мы опишем проблему внедрения в социальный организм способствующих развитию институтов и обеспечения "приживаемости" этих институтов, отторжение которых очень вероятно при их несоответствии эндогенным институтам. В этом контексте существенной оказывается роль экономиста в связи с выстроенной картиной институциональной структуры и возможностей ее изменения. Позиция современных "австрийцев" такова: экономист должен выступать не в роли спасателя (инженера институтов), а в роли исследователя и просветителя,который воздействует на институты преимущественно через влияние на убеждения людей.