?
Эволюция мысли
Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 118-128.
Используя метод исторической реконструкции, на основе теории культурноисторической детерми
нации развития психики, данных о взаимосвязи морфологических исследований, современных данных,
характеризующих развитие ребенка, и научной картины нейроонтогенеза психики рассмотрена эволю
ция предметной мысли. Обосновывается целесообразность выделения протомышления, когда предмет
ная мысль используется при отсутствии ее осознания. Показывается, что протомышление является пе
реходной формой от мышления животных к речевому мышлению человека. Особое внимание уделяет
ся процессу появления слова и оформления мысли в слове. Формулируются условия, позволяющие
проследить процесс рождения слова как звукосочетания, служащего для выражения мысли. Подчерки
вается, что слово всегда порождается конкретным человеком, характеризуется историческая деятель
ность в рождения языка, отмечается творческий характер этого процесса.
Шадриков В. Д., Образование и саморазвитие 2015 № 3 (45) С. 3-10
В работе рассматриваются фундаментальные вопросы: «что такое мысль?» и «как мысль представлена в познавательных процессах и их результатах: образе, представлении, воображении, слове, сознании?» Анализируется единство, своеобразие и преемственность этих результатов со стороны содержания, отраженного в мыслях, у конкретного субъекта познания. ...
Добавлено: 11 января 2019 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 3 С. 139-149
В работе показывается внутренняя связь между мыслью, образом и словом. Раскрывается роль психических функций в порождении мыслей, устанавливается активная роль наблюдателя в формировании мыслей, раскрывается структура мысли и образа, показывается, что процесс мышления есть процесс порождения мыслей и использование их при решении задач, стоящих перед субъектом. Сказанное позволяет дать содержательную характеристику ума, которая заключается в ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Шадриков В. Д., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 5-8
В статье представлены воспоминания автора о его обсуждении с Владимиром Петровичем Зинченко
проблем психологии мысли. Рассмотрены подходы к вопросу «что такое мысль» и как она связана со
словом Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского, которые были предметом дискуссии. Представлена позиция
В.П. Зинченко по данной проблематике и позиция автора воспоминаний. На цитатах, взятых из работ
В.П. Зинченко, показывается широта и глубина ...
Добавлено: 11 сентября 2014 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2008 № 2 С. 2-18
В статье рассматриваются положения В. Гумбольдта о внутренних формах языка и Г.Г. Шпета о внутренних формах слова. Далее они распространяются на внутренние формы действия и образа. Показана гетерогенность слова, образа и действия, приводятся данные, свидетельствующие об их гетерогенезе в процессах возрастного и функционального развития. На первых стадиях развития ребенка слово рождается как внутренняя форма движения, ...
Добавлено: 14 октября 2012 г.
Дружинин А. С., Карамалак О. А., Филологические науки в МГИМО 2017 № 12 С. 1-10
Вопрос о том, как «порождаются» слова и словосочетания на уровне речи и каков их семиотический статус как лексико-грамматических единиц языка, волнует не одно поколение лингвистов. В данной статье предлагается взглянуть на эту проблему с позиции био-социо-культурного подхода к языку как области когнитивных (биологических и социальных) взаимодействий человека с окружающей средой. Предполагается, что изучение лексической составляющей ...
Добавлено: 24 января 2018 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 3 С. 75-86
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее связаны с искусственными названиями. Как оказалось, названия привели к ухудшению запоминания отдельных свойств объектов, но лишь тогда когда они произносились испытуемыми вслух, но не привели, когда испытуемые названия вслух не произносили, а вместо этого произносились указания на месторасположение объектов. Данный результат обсуждается в отношении ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Зинченко В. П., Человек 2010 № 2 С. 34-37
Основная идея статьи - в том, что действие, образ и слово являются средствами одушевления тела и овнешнения души. Каждое из них представляет собой гетерогенное образование - своего рода метаформу, в которой присутствуют внешние и внутренние формы. Например, действие, рассматриваемое в качестве внешней формы, включает в свой состав образ и слово. Аналогичным строением обладают слово и ...
Добавлено: 3 октября 2012 г.
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее названы или одним словом, или двумя. Как оказалось, наличие двух слов привело к ухудшению запоминания индивидуальных свойств предметов, в отличие от условия с одним словом. Такой эффект интенции значения - спонтанной активацией категоризации в присутствии слова – впервые обнаружен на искусственном материале. ...
Добавлено: 2 января 2013 г.
Шадриков В. Д., Психологический журнал 2014 № 4 С. 130-137
Представлены результаты исследования фундаментальной проблемы психологии – что такое человеческая мысль, каков механизм ее порождения, какова структура мысли. Рассматриваются нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие порождение мысли. Обосновывается понимание мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции. Раскрываются отношения мысли и образа, а также мысли и слова, в котором эта мысль выражается. Дается анализ процесса интеллектуализации мысли и образа. Обосновывается необходимость введения ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Лагутина И. Н., Достоевский и мировая культура. Филологический журнал 2019 № 1 (5) С. 189-217
В основе статьи – анализ комментариев «Западно-восточно- го дивана» для нового двуязычного издания, задачей которых являлось рас- крытие внутренней целостности книги, выстроенной на границе восточной и западной культур, и ее метапоэтического сюжета. Сложность комментиро- вания состояла в том, что единый сюжет «нанизан» на каркас из цитат и об- разов восточных поэтов ‒ точных, минимально измененных, ...
Добавлено: 8 марта 2019 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 4 (92) С. 11-21
Исходя из понимания мысли как потребностно$эмоционально$содержательной субстанции, в которой находит выражение связь образа предмета и его признака, в статье с позиции культурно-исторической психологии рассматривается эволюция мышления человека и появления слова. Показывается, что истоки человеческого мышления связаны с высокой сенсорной дифференциацией. Выделяются два типа мышления: протомышление, опирающееся на мысли, не оформленные в слове, и собственно мышление ...
Добавлено: 20 февраля 2018 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 2 С. 80-87
В работе приводятся результаты анализа видов восприятия, показателей ведущих свойств и показателей продуктивности восприятия. Показывается, что субъективный образ внешнего мира тесно связан с мотивацией и переживаниями субъекта восприятия. Обосновывается подход к определению мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции и с этих позиций показывается, что образ также представляет собой субстанцию мыслей. С этих позиций раскрываются превращение образа-субстанции в ...
Добавлено: 10 сентября 2014 г.
Линкова Я. С., / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Literary Studies". 2015. No. 12.
Добавлено: 23 октября 2015 г.
Казарцев Е. В., Russian Linguistics 2018 № 42 (2) С. 271-287
Статья посвящена формированию акцентного представления стихотворных текстов на тех языках, где сложилась метрическая, прежде всего, силлабо-тоническая версификация. Речь идет об учете реально ощутимых ударений в стихе и о создании правил анализа ритмообразующих единиц метрически организованной речи. Эти правила претендуют на определенную универсальность и могут быть использованы в сравнительных исследованиях стихотворной ритмики на материале разных языков. ...
Добавлено: 18 декабря 2017 г.
Шадриков В. Д., Мушин А. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015 Т. 12 № 1 С. 145-157
С позиции авторского понимания мысли как потребнострно-эмоционально-содержательной субстанции, отражающей связь вещи и ее признака, рассматривается процесс порождения предметных мыслей. На основе данных проведенного экспериментального исследования доказывается, что процесс мыслетворчества носит ярко выраженный индивидуальный характер. Это проявляется как в количестве выделяемых мыслей-признаков, связанных с одним и тем же предметом, так и в качественном своеобразии выделяемых мыслей-признаков. ...
Добавлено: 11 декабря 2014 г.
Порус В. Н., Вопросы философии 2011 № 7 С. 49-57
Автор размышляет над книгой: В. Зинченко, Б. Пружинин, Т. Щедрина Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М., РОССПЭН, 2010. ...
Добавлено: 20 сентября 2012 г.
Продуктивность порождения мыслей: роль умственных операций в развертывании мыслительной деятельности
Кургинян С. С., Шадриков В. Д., Вопросы психологии 2019 № 6 С. 84-98
Представлены результаты исследования, в ходе которого изучалось порождение предметных мыслей с опорой на умственные операции, обеспечивающие развертывание указанного процесса. Теоретической основой данной работы являются представления о ментальной способности индивида к порождению мысли, характеризующей его интеллект. Суть предлагаемого подхода заключается в изучении мыслительной деятельности через исследование процессов порождения мыслей и работе с ними посредством умственных операций. ...
Добавлено: 9 января 2020 г.
Шелов-Коведяев Ф. В., Вестник Московского университета. Серия 9: Филология 2023 № 6
автор публикует новые древнегреческие лексические формы, добытые в раскопках боспорских городов последних лет: ἀπεστήμεϑα – 1 л. мн. ч. aor. II от глагола ἀφίστημι; nom. pl. ἀπολεκταί – женское окончание к прилагательному, известному ранее в м. и ср. р.; ἡ κεράμια; κλαυσεταί – к прилагательному κλαυστός, -ή, -όν; личное имя Πυρρίη; прилагательное ср. р. ἀτετόν; ...
Добавлено: 5 июля 2023 г.
Сафронов П. А., Гефтер 2014
Статья анализирует понятие травмы, опираясь на эпизод возвращения Одиссея. Используя теорию деконструкции, автор исследует связь травмы, касания и тайны. ...
Добавлено: 4 апреля 2014 г.
Зинченко В. П., Человек 2012 № 5 С. 5-19
В статье сделана попытка раскрыть положение Г.Г. Шпета, что слово является первым и главным принципом человеческого познания. С рождения ребенок попадает в атмосферу (духосферу, когитосферу, семиосферу) слова, которая обволакивает его, проникает в душу и становится внутренней формой образов, движений, действий, состояний и чувств. В 1,5–2 года, когда начинается эксплозия, «вулканический взрыв» детской речи, слово выходит ...
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Котов А. А., Агрба Л., Вестник РГГУ. Серия "Психология" 2013 № 18
В статье мы анализируем современные данные о связи речевых знаков с формированием понятий и категоризацией у младенцев. Мы показываем, что несмотря на то, что в этом возрасте дети не обладают развитой речью, существуют многочисленные предпосылки для появления этой связи в более старшем возрасте. Мы показываем, что эти предпосылки включают в себя как социальные условия восприятия ...
Добавлено: 25 ноября 2013 г.
Киселева С. В., Когнитивные исследования языка 2011 С. 247-250
Добавлено: 23 марта 2013 г.
Киселева С. В., В кн. : Иностранный язык в национальном исследовательском университете: новые задачи и ценностные ориентации. Сборник статей по материалам межвузовской научно-методической конференции, 2011. : Н. Новгород : Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2011. С. 304-310.
Добавлено: 17 февраля 2013 г.
Зусман В. Г., Сиднева Т. Б., Актуальные проблемы высшего музыкального образования 2018 № 4 (50) С. 79-85
Статья посвящена изучению одного из важнейших и мало изученных
аспектов проблемы «Кафка и музыка» — диалектике границы музыки и слова в
произведениях одного из самых загадочных мастеров прозы ХХ века. На основе
выявления билингвальности границы, определения ее как гибридной области и
места «встречи» разных территорий авторы статьи отмечают характерное для
мышления Ф. Кафки тяготение к пограничности человеческого и природного
миров. Многомерность ...
Добавлено: 25 декабря 2018 г.