• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 82 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Сучков Д. Д. и др. Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 46-58.

Под самоконтролем понимается способность индивида управлять своим поведением и эмоциями, обдуманно реагировать на происходящие события и прерывать действия, обусловленные нежелательными импульсами и эмоциями. В статье представлены два исследования, посвящённых валидизации русскоязычной версии краткой шкалы самоконтроля Дж. Тангни, Р. Баумайстера и А.Л. Бун из 13 утверждений на выборках сотрудников (N=591) и студентов (N=328). С помощью конфирматорного факторного анализа показана одномерная структура шкалы. Шкала обладает высокой надежностью (альфа Кронбаха 0,84 и 0,79) и демонстрирует предсказуемые текущие и прогностические связи с самоотчетными и объективными индикаторами успешности учебной и профессиональной деятельности. Самоконтроль связан с показателями внутренней мотивации, целеполагания, настойчивости, добросовестности, жизнестойкости, с продуктивными копинг-стратегиями, а также показателями оптимистического атрибутивного стиля, самоэффективности (как общей, так и в конкретной деятельности), эмоциональной стабильностью и субъективным благополучием. Полученные связи сохраняют статистическую достоверность при контроле социальной желательности. Результаты свидетельствуют о том, что самоконтроль является важным личностным и мотивационным ресурсом, способствующим успешности в деятельности и поддержанию психологического благополучия.

Добавлено: 15 декабря 2015
Статья
Молчанова О. Н., Некрасова Т. Ю. Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 65-73.

Настоящая статья является результатом исследования, задача которого состояла в создании русскоязычной версии шкалы «Contingencies of Self-Worth» (CSW) Дж. Крокер (J.Crocker), названной нами «Базовые основания самооценки», и ее адаптации на русскоязычной выборке. Теоретический контекст, к которому отсылается шкала, задается идеей о важности учета оснований, на которых личность базирует самооценку. В статье описываются процедура и этапы адаптации русскоязычного варианта опросника, в которых приняли участие 791 человек (309 мужчин и 482 женщины, средний возраст – 20.5 лет), приводятся результаты проверки внутренней согласованности (коэффициент α-Кронбаха – от 0.67 до 0.84), дискриминативности (показатели варьируются от 0.55 до 0.86), ретестовой надежности опросника (коэффициент корреляции Спирмена – от 0.54 до 0.79, p<0.001), конструктной валидности. Результаты анализа психометрических характеристик русскоязычной версии опросника показали, что вопросы каждой из семи выделенных шкал согласованы между собой, обладают хорошей дискриминативностью, опросник измеряет заявленный конструкт, результаты устойчивы во времени, факторная структура методики подтверждает выделение семи базовых оснований самооценки. Тем самым подтверждается возможность использования опросника в качестве исследовательской методики для выявления базовых самооценочных оснований.

Добавлено: 29 января 2014
Статья
Григорьев Д. С., Батхина А. А., Дубров Д. И. Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 53-65.

В данном исследовании рассматриваются взаимосвязи между идеологиями межгрупповых отношений (ассимиляционизм, этнический дальтонизм, мультикультурализм, поликультурализм) и предубеждениями русских по отношению к чеченцам, белорусам, узбекам и китайцам, а также генерализованными предубеждениями. Чтобы учесть специфический контекст межгрупповых отношений в России, мы рассматривали опыт межгруппового взаимодействия с данными этническими группами (частота и позитивность межгрупповых контактов, позитивные межгрупповые эмоции), который потенциально связан с предубеждениями и межгрупповой напряженностью, и воспринимаемую этническую плотность. Общую выборку составили 359 этнических русских (женщин — 46,5%; мужчин — 53,5%) из ЦФО РФ в возрасте от 16 до 68 лет (М = 33,9; SD = 11,9). Результаты показали, что этнический дальтонизм и поликультурализм отрицательно связаны с генерализованными предубеждениями и предубеждениями относительно чеченцев, узбеков и китайцев, но не с предубеждениями относительно белорусов, которые имеют отрицательную взаимосвязь только с мультикультурализмом. Полученные результаты были объяснены в контексте воспринимаемой культурной дистанции и существующих стереотипов по отношению к рассматриваемым этническим группам, которые, согласно оценке в рамках двух компонентов модели стереотипов С. Фиск (теплоты и компетентности), содержательно различны.

Добавлено: 13 июня 2018
Статья
Григорьев Д. С. Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 71-85.

Статья посвящена построению и тестированию теоретической модели социоэкономической адаптации (СЭА) мигрантов, включающей психологические факторы в качестве основных. Для построения теоретической модели, в ходе анализа проведенных ранее исследований, в качестве ключевых психологических факторов СЭА, были выделены аккультурационные установки мигрантов; как контрольные в модели используются такие переменные как продолжительность пребывания в стране и языковые навыки, а характеристики этнической идентичности рассматриваются в качестве предикторов аккультурационных установок. Для проверки полученной модели был проведен опрос русскоязычных мигрантов в Бельгии. Далее модель была протестирована на полученных данных с помощью путевого анализа. По результатам исследования было установлено, что (1) аккультурационные установки мигрантов связаны с их уровнем СЭА, сами по себе, независимо от продолжительности пребывания в стране и их языковых навыков; (2) высокий уровень СЭА мигрантов положительно связан с ориентацией на принимающее общество (интеграция и ассимиляция), и отрицательно с ориентацией на свою этническую группу (сепарация); (3) выраженная этническая идентичность может способствовать ориентации мигранта на свою этническую группу и препятствовать ассимиляции.

Добавлено: 17 марта 2015
Статья
Татарко А. Н. Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 76-84.

Исследование посвящено рассмотрению взаимосвязи различных видов доверия с аккультурационными стратегиями (в соответствии с моделью Д. Берри) этнических меньшинств и мигрантов. Доверие является важнейшим ресурсом индивида и общества. На индивидуальном уровне оно рассматривается в качестве компонента социально-психологического капитала личности, а на социетальном уровне – в качестве основной составляющей социального капитала общества. В исследовании проверялось предположение о том, что генерализованное доверие мигрантов или меньшинств связано с предпочитаемыми ими аккультурационными стратегиями, при этом медиаторами данной связи являются более частные виды доверия – доверие к представителям собственной этнической группы и доверие к представителям иноэтнических групп. В исследовании приняли участие русские, проживающие в Латвии, в г. Риге (N=336), и украинские мигранты, проживающие в г. Москве в среднем около 1,5 лет (N=80). Показано, что генерализованное доверие и доверие представителям неэтнических групп связаны с выбором аккультурационных стратегий, направленных на интеграцию с обществом. Доверие представителям собственной этнической группы позитивно связано с выбором стратегии «Сепарация».

Добавлено: 13 февраля 2016
Статья
Бульцева М. А., Лебедева Н. М. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 51-59.

Межкультурный опыт может быть как губительным, так и благотворным для креативности в зависимости от особенностей аккультурации. Цель исследования — выявить взаимосвязи между опытом межкультурных взаимодействий, аккультурационными ожиданиями и креативностью российских студентов в условиях интернационализации образовательной среды. Количественными методами на выборке из 272 российских студентов (НИУ ВШЭ, средний возраст — 21 год, 61% — женщины) были проверены гипотезы о том, что опыт межкультурных взаимодействий прямо связан с креативностью, а аккультурационные ожидания опосредуют эту связь. В анкету исследования вошли задание на креативность: «Множество примеров» из батареи тестов М. Рунко; адаптированная шкала аккультурационных ожиданий (MIRIPS Д. Берри); адаптированная шкала интенсивности межкультурных дружеских контактов (MIRIPS Д. Берри); вопросы относительно опыта пребывания за рубежом. Результаты показали, что длительность пребывания за рубежом прямо связана с креативностью российских студентов, а прямая связь интенсивности межкультурных дружеских взаимодействий в университете и креативности частично медиицируется выбором предпочтения «интеграции»; при этом ожидания интеграции и сегрегации прямо связаны с креативностью, а ожидания ассимиляции и исключения — обратно.  

Добавлено: 11 октября 2019
Статья
Ефремова М. В., Лепшокова З. Х. Культурно-историческая психология. 2013. № 2. С. 18-26.

Исследование посвящено изучению ценностных ориентаций у представителей двух конфессий: христианства (православия) и ислама (суннизма), а также изучению роли ценностей индивидуального уровня в экономических установках и представлениях. В данной работе ставится цель выявить взаимосвязи ценностей культуры с экономическими установками и представлениями российских студентов, представителей двух конфессий. Мы предполагаем, что существуют различия во взаимосвязи ценностей индивидуального уровня с экономическими установками и представлениями у студентов-христиан и студентов-мусульман. В исследовании принимали участие студенты российских вузов г. Москвы и г. Казани как светской направленности, так и теологической, представители двух конфессий (православия, исламской). Объем всей выборки — 217 человек (православных 113 человек, 104 представителя суннитского направления ислама, средний возраст — 19 лет. Исследование проводилось с помощью социально-психологического опроса. Результаты показали, что существуют межконфессиональные различия в ценностях индивидуального уровня. У студентов-мусульман значимо выше значимость ценностей «Конформность» и «Традиция» блока «Сохранение», чем у студентов-христиан, так как выражает интересы их группы и тем самым способствуют ее сохранению. У студентов-христиан значимо выше ценность «Гедонизм», чем у студентов-мусульман. Выявлено, что существуют межконфессиональные различия во взаимосвязи ценностей с экономическими установками и представлениями. Вместе с тем, нами обнаружено, что независимо от конфессиональной принадлежности ценности «Самостоятельность» и «Достижение» взаимосвязаны с продуктивными экономическими установками и представлениями.

 

Добавлено: 13 июня 2013
Статья
Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Плотка И. Д. Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 68-79.

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи мотивации к этнокультурной преемственности и стратегий аккультурации этнических меньшинств (на примере русских в Латвии). Поскольку аккультурация представляет собой процесс, затрагивающий многие поколения, нами был использован исследовательский план, включающий представителей двух поколений одной и той же семьи (родителей и детей). В исследовании приняли участие 112 русских семей (родители: N=112, возраст 35–59 лет, Me=42; дети: N=112, возраст 16–24 года, Me=17). Использовался опросник, включающий стратегии аккультурации Д. Берри, шкалы удовлетворенности жизнью и собой, а также шкалу мотивации к этнокультурной преемственности К. Уорд. С помощью структурного моделирования выявлено, что со стратегиями аккультурации детей значимо взаимосвязаны стратегии аккультурации их родителей, а также мотивация к этнокультурной преемственности самих детей. Выбор подростками стратегии интеграции позитивно связан с удовлетворенностью собой, в случае маргинализации и ассимиляции данная связь отрицательна.

Добавлено: 22 июня 2015
Статья
Белостоцкая Д. И., Зинченко В. П. Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 49-59.

В работе представлена попытка установить сходства и различия восприятия художественного текста у пожилых людей и дошкольников. Испытуемыми были как благополучные лица пожилого возраста и дошкольники, так и дети и пожилые люди, проживающие в приютах. В качестве контрольной выступила группа молодых людей. Всего участвовало 60 человек, по 20 в каждой возрастной категории. Каждому из них зачитывался рассказ К. Паустовского «Старый повар», фабула которого построена на описании «мертвой жизни» и «живой смерти». После чего проводилось полуструктурированное интервью. Результаты исследования показывают высокую схожесть понимания, эмоциональных реакций и общность извлекаемых экзистенциальных смыслов дошкольниками и пожилыми людьми. Дети выделяют и порождают смыслы на основе непосредственного живого восприятия и переживания. Пожилых людей характеризует постопосредованная непосредственность. У контрольной группы доминирует опосредованное восприятие, даже отчужденное от смысла произведения.

Добавлено: 25 января 2013
Статья
Моргунов Е. Б. Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 4. С. 67-73.

В статье описаны экспериментальные исследования исполнительных действий человека, которые проводились под руководством В.П.Зинченко в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века на факультете психологии МГУ им.М.В.Ломоносова.

Добавлено: 26 февраля 2017
Статья
Болотова А. К., Чеврениди А. А. Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 101-108.

В статье рассматривается новая область изучения психологии времени сквозь призму крайне актуальной, но до сих пор малоизученной проблемы — прокрастинации как откладывания дел или деятельностей во времени. Представлена хронология исследований феномена прокрастинации в ретроспективе в зарубежной и отечественной психологии. Даны различные определения феномена прокрастинации, раскрываются природа и содержание нового временного модуса с позиции поведенческого, когнитивного, психодинамического подходов и интегративной теории временно́й мотивации. Приводятся основные классификации типов прокрастинации и прокрастинаторов, ее виды и компоненты, а также предикторы и последствия. На основании существующих исследований выделяются границы прокрастинации, показывается ее отличие от феномена лени и перфекционизма. Намечена дальнейшая перспектива исследований феномена прокрастинации, направленная на выявление последствий прокрастинации, как ее негативного влиянии на деятельность, так и позитивных последствий, отражающих самоэффективность и самореализацию субъекта в конкурентной среде.

Добавлено: 9 февраля 2018
Статья
Фаликман М. В. Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 52-54.

Статья посвящена выходу в свет англоязычного издания книги Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой “Преодоление трудностей учения” (Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Overcoming learning disabilities. Cambridge University Press, 2012). Обсуждается проблема взаимовлияния между западной и отечественной практической нейропсихологией и судьба культурно-исторической теории Л.С. Выготского в американской и европейской науке.

Добавлено: 14 января 2013
Статья
Завершнева Е. Ю. Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 4. С. 14-25.

Динамика отношения Выготского к теории Фрейда анализируется на материале опубликованных работ Выготского и его личных записей. В статье суммирована критика Выготского в отношении психоанализа, включающая указание на недостатки и прогрессивные положения теории Фрейда. Показано, что заочная полемика Выготского с Фрейдом определялась логикой развития культурно-исторической психологии и достигла стадии потенциального соперничества научно-исследовательских программ в конце 1932 г. Обсуждается возможность переосмысления классического психоанализа в контексте идей последнего периода научной биографии Выготского (1932—1934), а именно идеи сознания как динамической смысловой системы, представления о смысловом поле, о связи нормального и аномального развития и о свободе как основной характеристике человеческого бытия. Утверждается, что Выготский не стремился к элиминации конкурирующих теорий (в частности, психоанализа), но поддерживал диалог с ними и способствовал прояснению их оснований.

Добавлено: 24 сентября 2019
Статья
Колпачников В. В. Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 7-12.

В статье с позиций культурно-деятельностной психологии дается определение и обосновывается статус активности по осмыслению жизненного опыта как самостоятельной деятельности, продолжающейся в течение всей жизни человека. Описываются мотив, действия и операции этой деятельности, рассматриваются формы (самостоятельное или совместное с другими),  уровни (спонтанное и осознанное) и сферы  осмысления жизненного опыта. Специально обсуждается результат данной деятельности – формирование индивидуального жизненного мира человека. 

Добавлено: 14 января 2015
Статья
Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 50-60.

Представлены результаты разработки детского опросника оптимистического атрибутивного стиля (ОАС-Д). Методика  представляет собой основанную на теории выученной беспомощности и оптимизма М. Селигмана и его коллег экономичный (компактный)  инструмент оценки оптимизма как стиля объяснения позитивных и негативных жизненных ситуаций у детей и младших подростков (10-13 лет). Результаты конфирматорного факторного анализа показывают, что методика характеризуется двухфакторной структурой и демонстрирует приемлемые показатели надежности. Валидность опросника хорошо подтверждается наличием ожидаемых взаимосвязей стиля объяснения с показателями психологического благополучия, диспозиционного оптимизма, позитивного отношения к жизни и отдельным ее составляющим, депрессии, а также академической успеваемости. Предложенная методика может быть рекомендована к использованию исследователями и школьными психологами для оценки оптимизма (оптимистического мышления) как одного из важнейших факторов психологического благополучия школьников, а также для оценки эффективности когнитивно-ориентированных тренингов для подростков.

 

 

Добавлено: 22 ноября 2016
Статья
Зинченко В. П. Культурно-историческая психология. 2010. № 2. С. 2-13.

В статье рассматриваются условия или предпосылки овладения языком и культурой. Вслед за Г. Г. Шпетом, А. А. Ухтомским, М. Хайдеггером, Н. А. Бернштейном и В. В. Бибихиным, автор называет их доопытным началом. Такое «начало» рассматривается как непосредственная интеллигибельная интуиция, душевный интеграл, недифференцированное единство: понимаю, мыслю, могу. Непосредственность начала не означает его примитивности. Путь развития неопосредованного доопытного начала есть его дифференциация, осуществляющаяся в совокупном действии, в слиянном общении, благодаря которым строятся многообразные формы опосредованного культурой поведения. Развитие последних затрудняет непосредственность восприятия и понимания мира, общения с себе подобными, но и обогащает эти акты. Чередование и взаимодействие непосредственности и опосредованности рассматривается как непременное условие человеческого развития и продуктивной деятельности. Автор ставит под сомнение принятое в культурно-исторической психологии разделение психических функций на натуральные, низшие; и культурные, высшие.

 

Добавлено: 19 октября 2012
Статья
Порус В. Н. Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 104-112.

Духовность - один из важнейших терминов культурно-исторической психологии, однако имеются значительные разногласия относительно его определения. В статье показано, что существующие подходы часто имплицитно репродуцируют понимание духовности, заимствованное у религии (в особенности, христианской). В этом понимании духовность есть атрибут человеческой сущности, нечто возвышенное и положительное, указывающее на бесконечную перспективу приближения к Абсолюту. Однако когда этому термину придается нерелигиозный смысл, его определения страдают «логическим кругом» (духовность понимается как стремление к духовным ценностям). Можно говорить о логическом круге и тогда, когда религиозное понимание духовности предпосылается научным исследованиям феноменов духовности во всех сферах человеческого бытия, чтобы эти исследования привели к результатам, подтверждающим исходные предпосылки и даже совпадающим с ними. Предлагается трактовка духовности как потенциала человеческой свободы. Положительные или отрицательные оценки результатов актуализации этого потенциала делаются по отношению не к абсолютной ценностной шкале (как при религиозной трактовке духовности), а к историческиконкретному культурному контексту. Такая трактовка опирается на понимание культуры как системы предельных ценностей, которым люди следуют как ориентирам в жизненном пространстве. В рамках данной культуры духовность может быть оценена как положительно, так и отрицательно, равно как и культурные ценности, по отношению к которым духовность себя определяет, также могут оцениваться по-разному, вплоть до противоположности этих оценок. Это - духовность в ее субъективном значении. Объективация духовности может быть определена как потенциал культуры, актуализируемый в изменениях системы культурных универсалий. Дух культуры свободен и потому способен к этим переменам. Иначе живой культуры нет, а есть только ее формальная оболочка, которую именуют цивилизацией

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Зинченко В. П. Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 2-15.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Ермакова Е. В. Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 27-38.

В данной статье синдром эмоционального выгорания рассматривается как проблема психологии личности вопреки традиционному для отечественной психологии подходу к выгоранию как следствию длительного профессионального стресса и профессиональной деформации. В результате анализа подходов к синдрому выгорания в отечественной и зарубежной науке делается вывод о недостатке их объяснительного потенциала и необходимости осмысления синдрома в более широкой парадигме. Нами сделана попытка системного методологического рассмотрения данной проблемы, определения ее статуса. Синдром выгорания понимается нами как нарушение ценностно-смысловой регуляции личности, при котором происходит нарушение проживания жизненных ценностей высшего порядка, ведущее за собой разрушение смыслов практического уровня и трудовой деятельности. Данный подход представляется перспективным для объяснения специфичной природы этого синдрома, а также для профилактики выгорания.

 

Добавлено: 19 октября 2012
Статья
Котов А. А., Котова Т. Н. Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 35-45.

Решение текстовых алгебраических задач требует от учащихся нахождения в тексте важных математических переменных и перенесения их в уравнение. Многие учащиеся по рекомендации учителя или спонтанно составляют при решении рисунки, используя их в качестве средств понимания математической структуры задачи. В эксперименте мы исследовали, какие свойства рисунков наиболее важны для учащихся подборе способа решения из опыта. Мы составили набор рисунков, которые различались по параметрам аналоговости и полноты отношений между элементами. Испытуемые оценивали степень полезности решения исходной задачи (представленной рисунком) для решения целевой. Оказалось, что испытуемые были более склонны при вынесении суждения опираться на параметр полноты отношений, чем на аналоговость рисунка. Эта зависимость также была сильнее выражена у опытных решателей по сравнению с неопытными. Результаты исследования интерпретируются в контексте развития культурных средств при переходе от житейских понятий к научным в обучении.

Добавлено: 12 апреля 2016
Статья
Котов А. А., Власова Е. Ф., Котова Т. Н. Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 50-57.

В исследовании дети трех и четырех лет получали задание на установление связи с новым объектом его имени, наряду с  информацией о его внешнем цвете, которая была доступна их прямому восприятию, и информацией о его внутреннем цвете, которая не была доступна. Вопреки гипотезе о социальной детерминации слова (Bloom, 2000), состоящей в том, что дети предпочитают связывать с новым словом информацию, недоступную их прямому восприятию – передаваемую взрослым, мы обнаружили, что дети четырех лет запоминали как имя объекта, так и оба вида информации. Дети же трех лет хорошо запоминали только имя объекта и информацию, доступную прямому восприятию. На запоминание же информации о внутреннем цвете влияло знание детьми названий цветов – те дети, которые плохо знали названия цветов, не могли запомнить внутренний цвет объекта. В дополнительном исследовании мы показали, что языковой опыт не является достаточным для запоминания информации, недоступной для прямого восприятия, и требует соотношения с релевантным понятийным знанием. В конце статьи мы предлагаем уточнить гипотезу о социальной детерминации слова ограничениями относительно взаимодействия социального, языкового и понятийного опыта при освоении значений новых слов.

Добавлено: 12 октября 2014