Статья
Imagining Modern Ukraїnica
The author argues that, with very few exceptions, the history of Ukraine of the nineteenth century, written in any language, still largely presents a tabula rasa. Key topics remain unexplored by scholars, including the history of concepts used at the time – a sine qua non for any sustained analysis of the cultural sphere. There is no cohort of universally recognized authorities on the history of the late imperial period in Ukrainian lands that is comparable with the group of highly reputed experts on the Early Modern period, for example. The author concludes that the question posed by Mark von Hagen in his 1995 seminal article “Does Ukraine Have a History?” remains open when it comes to the nineteenth century. The twenty years of immense opportunities that have passed since 1995 seem to have been largely wasted on petty bustle and the wars over history and memorial politics.
Information in the SGEM 2017 Conference Proceedings is subject to change without notice. No part of this book may be reproduced or transmitted in any form or by any means, electronic or mechanical, for any purpose, without the express written permission of the International Scientific Council of SGEM.
Анисимов Е. В. отмечает высокий уровень книги Татьяны Таировой-Яковлевой (особенно разделов по истории собственно Украины). При этом он отметил, что проблема измены И. Мазепы может иметь более широкую трактовку, и с моральной точки зрения факт измены несомненен.
Бесов А. Г. считает главной особенностью книги Татьяны Таировой-Яковлевой о гетмане Мазепе преобладание телеологии над историей. Постановка вопроса о ≪российско-украинских отношениях≫ в конце XVII – начале XVIII в. как отношениях двух государств ему представляется ошибочной.
Каменский А. Б. полагает, что это исследование является серьезной попыткой создания научной биографии И. Мазепы. В ряде случаев автору удалось убедительно опровергнуть некоторые из закрепившихся в историографии мифов. Появление книги, как можно надеяться, послужит стимулом для других исследователей, которым придется считаться с предложенной концепцией.
Каревин А. С.: книга Т. Г. Таировой-Яковлевой содержит значительное количество ошибок, противоречий, необоснованных выводов. Эти недостатки не позволяют считать рассматриваемую книгу состоявшимся научным исследованием.
Кочегаров К. А.: новое издание о Мазепе наряду с отдельными ценными наблюдениями и выводами содержит положения, с которыми нельзя согласиться. Говоря о книге в целом, стоит отметить, что общая концепция исследования грешит заметной идеализацией образа Мазепы и его политики. Кроме того, автор чрезмерно переоценивает значение Московских статей и роль гетмана в перевороте 1689 г., в значительной степени преувеличивает участие Мазепы в русской внешней политике, ошибочно принимает отдельные меры русского правительства по централизации военного управления за ≪административную реформу Гетманщины≫. Не доказанной представляется также заявленная активная роль гетмана в церковных преобразованиях Петра.
Курукин И. В.: несмотря на приведенные автором данные об административной реформе 1707 г., остается непонятным, была ли реально ликвидирована украинская автономия. Остается спорным вопрос о степени поддержки Мазепы населением Украины и казацкой старшиной. Присоединенные к России силой прибалтийские провинции сумели сохранить на полтора столетия свою автономию –но при этом немецкие дворяне верно той же империи служили. Разнородная же по происхождению украинская старшина, как будто, не смогла выработать ≪правил≫ корпоративного поведения и сословной солидарности.
Плохий С.: Миф Мазепы-предателя подвергся серьезному испытанию в горниле научной и творческой лаборатории Т. Г. Таировой-Яковлевой. Автор обсуждаемой здесь книги смогла показать более полно, чем кто-либо из ее предшественников, сложность личного, общественного и геополитического выбора, который пришлось делать Ивану Мазепе. Это, если можно так выразиться, наиболее ≪сбалансированная≫ книга о гетмане, которую мне приходилось читать.
Чухлиб Т. В.: Нарушение присяги монарху российского государства украинским гетманом было истолковано Иваном Мазепой и его правительством как акция против тирании Петра I. Поэтому гетман имел право отказаться от высокого покрвительства царя и искать для себя, как вассала, другого сюзерена. Этот вывод T. H. Таировой-Яковлевой представляется адекватными и раскрывает логику действий украинского лидера.
Статья посвящена судьбам идейного наследия российского философа-анархиста и дискуссиям вокруг него в мировом анархо-синдикалистском и анархистском движении между двумя мировыми войнами. Эти обсуждения касались самых разных сторон либертарной доктрины и сыграли решающую роль в формировании стратегии и тактики движения, наложив отпечаток, в частности, на Испанскую революцию 1936-1939 гг.
В статье рассматриваются текущее состояние белорусской энергетической системы, а также отношения Беларуси, Казахстана и России в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Необходима выработка новой концепции энергетической безопасности, которая позволит существенно сократить влияние экспорта углеводородов на экономическое развитие и повысить конкурентоспособность национальных экономик. Основой данного процесса должно стать создание общего энергетического рынка в рамках Евразийского союза.
Статья посвящена проблеме кризиса культуры. Сраниваются точки зрения русских и западных мыслителей на эту проблему. По мнению автора, кризис культуры есть кризис таких ценностей как человек и свобода. В первой половине ХХ века культура не нашла ответа на вопросы: что есть свобода и что есть человек?
В сборнике представлены материалы по истории, археологии, искусствознанию Северо-Западной России и стран балтийского региона.
В статье рассматриваются ключевые понятия политической философии Ханны Арендт. Главной целью работы является анализ политических добродетелей – мужества, гордости и уважения, а также фундаментальных способностей (власти) прощения и обещания. Понимание сферы политического как «ткани межчеловеческих отношений» и важнейшая роль языка в политической жизни открывают нам смысл альтернативных политических добродетелей Арендт.
В своей статье Владимир Кантор рассматривает судьбу русской интеллигенции в контексте культурного перелома рубежа веков - XIX и ХХ вв., анализирует отношение "веховцев" к этому феномену русской культуры. Для автора - интеллигенция есть элемент, который способствовал самодвижению русской истории. На сюжете борьбы вокруг сборника "Вехи", привлекая к анализу знаменитые философские и художественные книги, выпущенные в том же 1909 г., Кантор показывает взаимоотношение народа и интеллигенции в их притяжении и отталкивании как стержневую тему русской судьбы. Но историческое движение совершается через трагедию, герои, двигающие историю, вынуждены жертвовать собой, чтобы осуществилось движение. Неприятие и изгнание русской интеллигенции из сознания страны на несколько поколений, ее трагическое бытие лучшее подтверждение этой мысли.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.