?
Heidegger et l’origine transcendantale de l’acte de fonder
Revue Philosophie. 2015. No. 127. P. 98-113.
The paper deals with M. Heidegger’s treatise On the essence of ground (Vom Wesen des Grundes, 1929) which analyzes the essence of principium rationis sufficientis from the perspective of fundamental ontology. The problem of ground discussed in the treatise is related to the following conceptual structure: ontological difference-transcendence-freedom. In my paper, I focus on the question of transcendence which is described as “the basic structure of subjectivity”. In order to clarify Heidegger’s main point regarding transcendence, I introduce the term “interest” and explain how transcendence as the finite human freedom can be the origin of “grounding”.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
французский
Ключевые слова: freedomMartin Heideggerprinciple of reasonontological differencetranscendenceinterest
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Михайловский А. В., Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология 2014 № 1 (15) С. 52-65
В статье рассматривается трактат Мартина Хайдеггера «О существе основания» («Vom Wesen des Grundes», 1929), посвященный исследованию сущности закона достаточного основания с позиций фундаментальной онтологии. Обсуждаемая в трактате проблема основания связана с концептуальной структурой «онтологическое различие-трансценденция-свобода». В своей статье я фокусируюсь на проблеме трансценденции, определяемой Хайдеггером как «основная структура субъективности». В рассмотрении этой проблемы я руководствуюсь ...
Добавлено: 16 октября 2014 г.
Михайловский А. В., В кн. : Следование правилу: рассуждение, разум, рациональность. : СПб. : Алетейя, 2014. С. 216-225.
В докладе рассматривается трактат Мартина Хайдеггера «О существе основания» («Vom Wesen des Grundes», 1929), посвященный исследованию сущности закона достаточного основания с позиций фундаментальной онтологии. Обсуждаемая в трактате проблема основания связана с концептуальной структурой «онтологическое различие-трансценденция-свобода». В своем докладе я фокусируюсь на проблеме трансценденции, определяемой Хайдеггером как «основная структура субъективности». В рассмотрении этой проблемы я руководствуюсь ...
Добавлено: 15 ноября 2014 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Лифинцева Т. П., Вопросы философии 2014 № 11 С. 163-173
Статья повящеа интересной и провокационной теме: проблеме латентного хритианского основания западной философии и западной культуы в целом, в даном случае - экзистенциализма Ж.-П. Сартра. Автор стремится показать, что, вопреки его деклаируемому атеизму, метафизика Сартра заключет в себе онтологическую "тоску по Богу" и что "отсутствие Бога" является основным принципом построения всей метафизической систем Сартра и его ...
Добавлено: 16 декабря 2014 г.
Порус В. Н., Культурно-историческая психология 2012 № 2 С. 104-112
Духовность - один из важнейших терминов культурно-исторической психологии, однако имеются значительные разногласия относительно его определения. В статье показано, что существующие подходы часто имплицитно репродуцируют понимание духовности, заимствованное у религии (в особенности, христианской). В этом понимании духовность есть атрибут человеческой сущности, нечто возвышенное и положительное, указывающее на бесконечную перспективу приближения к Абсолюту. Однако когда этому термину ...
Добавлено: 2 декабря 2012 г.
Глухов А. А., Review of Contemporary Philosophy 2016 Vol. 15 No. 1 P. 108-131
In reference to three competing negative principles of freedom (non-frustration, non-interference, and non-domination), Philip Pettit recently presented an argument in favor of the absolute prioritization of non-domination. I refute the absolute priority claim on both analytical and contextual grounds and prove that none of these principles is superior to the others. The contextual analysis shows ...
Добавлено: 4 апреля 2016 г.
Носачев П. Г., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2020 № 91 С. 148-153
Рецензия на книгу Partridge, Christopher. High Culture: Drugs, Mysticism, and the Pursuit of Transcendence in the Modern World. Oxford, N. Y.: Oxford University Press, 2018. ...
Добавлено: 14 ноября 2020 г.
Жукова О. А., Russian Studies in Philosophy 2015 Vol. 53 No. 4 P. 276-290
Оригинальный мыслитель, выдающийся представитель русской религиозной философии первой трети ХХ века, Бердяев предъявил тему творчества в качестве духовного манифеста современности. В своих многочисленных работах он очертил контуры новой духовности, различая в ней метафизическую и социально-культурную проекции. ...
Добавлено: 4 мая 2016 г.
Чепурин К. В., Journal of the History of Ideas 2020
Добавлено: 15 декабря 2020 г.
Newcastle upon Tyne : Cambridge Scholars Publishing, 2016
Heidegger’s philosophy has an extraordinarily complex relationship to Plato. Heidegger sees Plato as the founder of that Western metaphysics which he claims should be overcome. However, his interpretation of Plato, upon which his reconstruction of the history of philosophy rests, is anything but incontestable from a philological point of view, and has generated much criticism. ...
Добавлено: 4 октября 2014 г.
Сидоркин А. М., Philosophy of Education Archive 2018 P. 82-97
Добавлено: 25 июня 2020 г.
Любимов С. Е., Культура. Духовность. Общество 2013 № 6 С. 73-79
Данная статья посвящена тематике философии Джона Мильтона. Имя этого выдающегося британца чаще всего ассоциируется с его литературным вкладом. Недаром, его произведение «Потерянный рай» ставят в один ряд с творениями Шекспира. Однако, в данной статье мы рассмотрим его вклад в политическую философию эпохи Просвещения, и его место в теории общественного договора, которая доминировала в политической мысли ...
Добавлено: 12 декабря 2013 г.
Михайловский А. В., Социологическое обозрение 2018 Т. 17 № 2 С. 62-86
Мартин Хайдеггер представляет собой редкий тип философа XX в., вся мысль которого строится как отрицание научного стиля размышлений и академического письма. Принципиальное значение эзотерического жеста хайдеггеровской философии заключается в том, что он не только служит ключом к пониманию всей архитектоники Полного собрания сочинений, но и позволяет заново поставить вопрос о статусе истины в ситуации современного ...
Добавлено: 11 июля 2018 г.
Гласер М. А., Социологические исследования 2014 Т. 4 № 360 С. 38-45
В контексте проблем развития современной социологии рассмотрены ключевые идеи социальной теории Акселя Хоннета – метод нормативной реконструкции, понятие признания, феномен “забытости” признания, право свободы. Хоннет показан как продолжатель дела Франкфуртской школы социальных наук, развивающий исходные для этой школы идеи, проблематику критической социологии, социологических идей Ю. Хабермаса и др. Раскрыта актуальность его подходов для современной европейской ...
Добавлено: 3 октября 2018 г.
Тульчинский Г. Л., Философские науки 2014 № 3 С. 54-83
Современность – особенно в ее российских условиях – имеет дело с серьезным цивилизационным вызовом, который в интеллектуальном плане предстает поиском нового типа рациональности, выходящего за рамки ее целевой и ценностной моделей, строящегося на основании меры и гармонии свободы как ответственности. ...
Добавлено: 28 декабря 2014 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Глухов А. А., Социологическое обозрение 2013 Т. 12 № 2 С. 3-15
В статье рассматриваются условия реализации политического проекта «конституции свободы» на основании опыта XX в. Жесткое противостояние на протяжении всего столетия философских логик различия и репрезентации позволяет сформулировать основную политическую проблему — взаимную непереводимость языков свободы и справедливости. Основанием конституции свободы должны стать автономные «формы жизни», которые справедливо распределяются в сложной некартезианской текстуре политического бытия. ...
Добавлено: 2 сентября 2013 г.
Михайловский А. В., Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение 2016 № 3 (5) С. 37-51
Исследование посвящено вопросу об эволюции взглядов Мартина Хайдеггера на технику в связи с его феноменологическим прочтением аристотелевского трактата «Физика» (B, 1). В статье показывается, что интерпретация отношения между понятиями physis и techne лежит в основе той концептуальной модели, которая ассоциируется с поздней мыслью Хайдеггера о современной технике, т.е. с концепцией двойственного характера техники как «величайшей ...
Добавлено: 27 сентября 2016 г.
Новиков Д. В., Русский журнал 2013 № 12 03 14
Гегелевская концепция революции и концепция «трансгрессии» Ж.Батайя. Связь исторической сцены революции и драматургии истории. Позволяет ли революция, понятая как "трансгрессия" или "шаббад", помыслить свободу по ту сторону смерти? ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.
Ямпольская А. В., История философии 2015 Т. 20 № 1 С. 237-258
В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Хайдеггеровское определение истины как несокрытости приводит его к выводу о том, что ложное не есть обман, искажение или уничтожение истины, но «храняющее ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Носов Д. М., Вопросы философии 2014 № 4 С. 46-52
В предисловии переводчика проблематика эссе Х. Арендт "Что есть свобода?" вписана в более широкий контекст её творчества. ...
Добавлено: 19 февраля 2014 г.
Australasian Journal of Philosophy 2017 P. 1-6
Book Note: Disclosing the World: On the Phenomenology of Language, by Andrew Inkpin Cambridge, MA: The MIT Press, 2016, pp. xvi + 381, US$43 (hardback). ...
Добавлено: 6 июня 2017 г.
Лаврухин А. В., Вестник Томского государственного университета 2018 № 436 С. 82-89
Cтатья посвящена рассмотрениюпроблемы взаимной корреляции индивидуальной и политической свободы в контексте этической, правовой и политической легитимации государства. Метод - герменевтическая реконструкция и сравнительный анализа учений о государстве Канта, Гегеля и Гуссерля. В результате герменевтической реконструкции философии государства Канта выявлены четыре конститутивных фактора: принцип свободы, республиканизм, принцип членства и законность. Кант проводит различие между ноуменальной (моральной) и феноменальной (политико-правовой) ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
Павлов А. В., Философские науки 2020 № 3 С. 105-117
В статье рассматривается проблема всеобщего базового дохода (регулярная денежная выплата «каждому человеку безотносительно к уровню его нуждаемости или занятости»). Автор считает, что именно эта тема может стать одной из главных для социально-философских исследований. Отмечается, что хотя проблема волнует философов и ученых уже давно, особенно актуальной она стала лишь недавно за последние десять лет. Называются причины: ...
Добавлено: 19 июля 2020 г.