• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Обзор теоретических подходов к взаимодействию со стейкхолдерами проекта

Пономарева Т. В., Гергерт Д. В.

В настоящее время, устойчивое развитие компании, на наш взгляд, невозможно без учета интересов необходимого, релевантного и достаточного числа участников экономико-социального процесса.

Роль участников такого процесса подвергалась тщательному и глубокому осмыслению на протяжении целого ряда лет существования теории стейкхолдеров.

Многочисленные академические исследования и эмпирических опыт позволили установить связь между интересами различных групп влияния и деятельностью компании.

Управление компанией на основе модели стейкхолдеров, т.е. с учетом интересов групп влияния, является, на наш взгляд, инструментом менеджмента, позволяющим перейти в область более тонкой настройки целей компании и как результат лечь в основу выбора более эффективных стратегических траекторий компании на всех возможных рынках,  а именно: финансовом рынке, рынке товаров и услуг, трудовых ресурсов и т.д..

Благодаря управлению на основе взаимодействия со стейкхолдерами возникает модель устойчивого развития компании, осознанное понимание бизнес-будущего.

Такая система взаимоотношений и взаимодействия достаточно многообразна. Существует большое количество форм, способов ее проявления в организации, но не всегда интересы согласуются с субъектами, на которые они направлены т.е. с заинтересованными сторонами. 

В связи с тем, что в настоящее время существуют большие затруднения в области определения как особенностей взаимодействия с заинтересованными сторонами, которые учитывали бы большое разнообразие мнений, интересов, часто имеющих конфликтную природу и  разнонаправленный целевой характер,  так и степень влияния на реализуемые в компании проекты, в данной статье широко представлены подходы к определению как самого понятия стейкхолдер (заинтересованное лицо) так и рассмотрены существующие теоретические модели стейкхолдеров.

Важным аспектом данного исследования является тот факт, что взаимоотношения со  стейкхолдерами компании рассматриваются в контексте проектного управления.

Проекты, на наш взгляд, как организационный формат и философия бизнеса, выступают  основными проводниками реализации изменений в компании. Любые изменения в свою очередь затрагивают интересы групп влияния, поэтому мы полагаем, что можем рассчитывать на  методическую помощь со стороны теории стейкхолдеров, как в части проведения более детального анализа последствий таких изменений и их влияния на заинтересованные стороны, так и  в поиске эффективных решений для реализации бизнес-целей в рамках концепции устойчивого развития.

Актуальность данной статьи может быть представлена как попытка рассмотрения совокупности теоретико-методических подходов к организации взаимодействия со стейкхолдерами, к определению границ и форм данных моделей стейкхолдеров, которые получили самое широкое распространение как в академической литературе так и в бизнес-школах.