?
О понятии «композиция» в искусстве малых форм эпохи верхнего палеолита
Рассматриваются границы применения понятия «композиция» в искусстве палеолита. Вопрос об уместности применения данного понятия давно поднимается в работах специалистов. При описании памятников первобытного искусства встречается как узкое, так и широкое толкование понятия «композиция». Базой данного исследования являются памятники малых форм, поскольку изображения выполнены на ограниченных в размерах плоскостях, формат которых зачастую задан изначально; во-вторых – единовременно и одним мастером. В ходе предварительного анализа были выявлены четыре варианта сочетания на плоскости отдельных образов в «текст». Деление на подобные варианты отмечает градацию в построении изобразительного «текста»: от сцен с органическим сочетанием отдельных изображений в единый повествовательный текст до сцен, в которых отсутствует органическое взаимодействие как между отдельными изображениями так между «текстом» и формой предмета. В качестве рабочей гипотезы высказано следующее: 1) нельзя полностью отказаться от использования понятия «композиция» в рамках описания искусства малых форм; 2) дальнейшая разработка данной проблемы связана с проведением статистического анализа, необходимого для выявления приоритетного использования определённого варианта композиции, а также с сопоставлением вариантов, выделенных в искусстве малых форм и в искусстве монументальном.