• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 10 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Панченко Д. В. Stratum Plus. 2016. № 2. С. 255-264.

На основании интерпретации символического значения ряда изобразительных мотивов, характерных для европейского бронзового века, и обращения к письменным памятникам разных культур древности можно прийти к выводу, что в представлениях ряда европейских (и, в частности, индоевропейских) народов важное место занимало божество ночного небосвода и что сама идея подобного божества была теснейшим образом связана с картиной обращения звезд вокруг небесного полюса. При переходе к железному веку это представление было оставлено, а символы и метафоры, служившие для обозначения неба и его средоточия, стали атрибутами либо солнца, либо бога неба, превратившегося в громовержца. Перемены получили отражение, в частности, в двух противоположных версиях: наследием представления о великом божестве ночного неба, с одной стороны, явился мотив всевидящего божьего ока, а с другой – образы одноглазых монстров, вроде циклопов или Балора.

Добавлено: 20 февраля 2018
Статья
Панченко Д. В. Stratum Plus. 2016. № 2. С. 255-264.

На основании интерпретации символического значения ряда изобразительных мотивов, характерных для европейского бронзового века, и обращения к письменным памятникам разных культур древности можно прийти к выводу, что в представлениях ряда европейских (и, в частности, индоевропейских) народов важное место занимало божество ночного небосвода. Предполагается, что сама идея подобного божества была теснейшим образом связана с картиной обращения звезд вокруг небесного полюса. При переходе к железному веку это представление было оставлено, а символы и метафоры, служившие для обозначения неба и его средоточия, стали атрибутами либо солнца, либо бога неба, превратившегося в громовержца. Перемены получили отражение, в частности, в двух противоположных версиях: наследием представления о великом божестве ночного неба, с одной стороны, явился мотив всевидящего божьего ока, а с другой - образы одноглазых монстров, вроде циклопов или Балора.

Добавлено: 8 июля 2016
Статья
Щавелев А. С. Stratum Plus. 2019. № 5. С. 123-132.

Статья посвящена обзору и анализу данных основных письменных источников IX — середины X в., в которых упо- минаются плавательные средства и военно-морское дело народа русь. В этот период русь использовала только про- стые небольшие гребные суда с командой 20—40 человек (обозначаемые в греческих источниках как «малые акатии», а в древнерусской ранней летописной традиции как «лодьи/лодии»). Эти «акатии-лодьи» использовались русью только для передвижения по воде, русь не могла вести морской бой: за исключением одного спорного случая, нет данных о том, чтобы русь пыталась вести боевые действия на воде. Судя по всему, уровень развития традиции плаваний по воде руси не отличался от синхронного развития плавательных средств хазар. Никаких северных морских «тради- ций викингов» у руси, судя по письменным источникам, не наблюдается. В 930—950 гг. русь осваивает технологию апгрейда своих «акатиев-лодий» съемными мачтами и рулевыми приспособлениями. В это же время, после 911 г., русь в составе византийских войск осваивает навык плаваний и ведения войны на море на особых «русских каравиях», ко- торые оснащались по правилам регулярного флота Ромейской империи. Русь получила навыки военно-морского дела в Черном и Средиземном морях непосредственно от византийцев. Не исключено, что именно этот прогресс в освоении технологии морского кораблестроения был среди значимых, возможно, одним из основных, факторов, определивших преимущество «державы Рюриковичей» с центром в Киеве над другими конкурирующими политиями.

Добавлено: 25 октября 2019
Статья
Петрухин В. Я. Stratum Plus. 2015. № 5. С. 35-42.

Нидерле о начальном этапе расселения и славян и современная наука.

Добавлено: 8 декабря 2015
Статья
Зинченко С. А. Stratum Plus. 2015. № 1. С. 63-72.

Рассматриваются границы применения понятия «композиция» в искусстве палеолита. Вопрос об уместности применения данного понятия давно поднимается в работах специалистов. При описании памятников первобытного искусства встречается как узкое, так и широкое толкование понятия «композиция». Базой данного исследования являются памятники малых форм, поскольку изображения выполнены на ограниченных в размерах плоскостях, формат которых зачастую задан изначально; во-вторых – единовременно и одним мастером. В ходе предварительного анализа были выявлены четыре варианта сочетания на плоскости отдельных образов в «текст». Деление на подобные варианты отмечает градацию в построении изобразительного «текста»: от сцен с органическим сочетанием отдельных изображений в единый повествовательный текст до сцен, в которых отсутствует органическое взаимодействие как между отдельными изображениями так между «текстом» и формой предмета. В качестве рабочей гипотезы высказано следующее: 1) нельзя полностью отказаться от использования понятия «композиция» в рамках описания искусства малых форм; 2) дальнейшая разработка данной проблемы связана с проведением статистического анализа, необходимого для выявления приоритетного использования определённого варианта композиции, а также с сопоставлением вариантов, выделенных в искусстве малых форм и в искусстве монументальном.

Добавлено: 10 марта 2015
Статья
Мордвинцева В. И. Stratum Plus. 2018. Т. 3. С. 407-413.

рецензия на публикацию скифского могильника Глиное (Приднестровье).

Добавлено: 4 февраля 2019
Статья
Зинченко С. А. Stratum Plus. 2018. № 3. С. 149-164.

Образ Πότνιος Ἳππιος представлен как в петроглифах евразийских степей I тыс. до н. э., так и в аттической и аргосской вазописи VIII в. до н. э. Идентичность иконографических схем и их повторение вплоть до отдельных деталей (прежде всего, форм головных уборов, причёсок и т. д.) присущи изображениям, созданным на разных территориях в этот период. Сходство образа Πότνιος Ἳππιος в разных культурах указывает на значимость данного типа изображений как фиксатора важной мифологемы. А также, возможно, связано с особенностями культурогенеза Аттики и Аргоса и свидетельствами использования данных изображений как этнокультурных и социальных маркеров.

Добавлено: 20 июня 2018
Статья
Лапушкина А. О. Stratum Plus. 2019. № 6. С. 381-393.

Статья основана на полевых материалах, собранных в течение 8 лет работы с респондентами из малочисленного народа аватиме и Ганы в целом. Первая экспедиция в бывшее Британское Того состоялась в 2011 году, благодаря помощи русско-молдавской семьи миссионеров Винокуровых, которые к 2006 году составили письменность аватиме. Статья посвящена такому историко-культурному явлению, как детство, и основному институту социализации, позволяющему совершить переход от детства к взрослости – обряду инициации аватиме. По традиции обряды инициации позволяли индивиду «закрепить» будущую модель поведения и стать членом общины, то есть полноправным «взрослым». Однако в культуре аватиме сохранился и практикуется на сегодняшний день только женский обряд. Причины этого также приводятся в статье. Уделяется внимание этимологии понятий на языке аватиме (сидеме), историческому контексту, трансформации отношения к полу новорожденного, а также традиции имянаречения. Язык аватиме является тональным, поэтому регионом, в первую очередь, интересовались лингвисты. С 1970-х гг. британский антрополог Лин Брайдон приоткрыла завесу региона Аватиме, положив начало историческим и социокультурным исследованиям; вторым антропологом в этом регионе стала автор статьи А.О. Лапушкина. Помимо включенного наблюдения в качестве основных методов для сбора информации использовалось: анкетирование и интервьюирование (структурированное, полу- и неструктурированное).

Добавлено: 19 сентября 2020
Статья
Мордвинцева В. И. Stratum Plus. 2015. Т. 4. С. 115-142.

В статье анализируются археологические материалы городища и некрополя у с. Золотая Балка в нижнем течении Днепра, относящиеся к периоду II в. до н.э. – нач. II в.н.э. Проведен качественный, количественный и пространственный анализ признаков погребального обряда. Выявлены группы погребений с особыми наборами посмертного инвентаря, которые, видимо, отличались по социальному статусу. Делается предположение о существовании горизонтальной корпоративной организации у древнего населения этого городища, которое, в свою очередь, было включено в более сложную социальную систему (вождество). Выявлены черты сходства в погребальной обрядности Золотобалковского могильника и черняховских некрополей, которые, видимо, обусловлены этнокультурной преемственностью.

Добавлено: 5 февраля 2019
Статья
Ладынин И. А. Stratum Plus. 2015. № 6. С. 1-14.

Статья посвящена стеле, сообщающей о смерти священного быка Бухиса в Axt I Года 4 Александра Великого в Египте (13 ноября — 12 декабря 329 г. до н. э.). Рождение быка датировано неясным годом, месяцем и днем «царя Верхнего и Нижнего Египта Дария, живущего вечно», т. е. стела переносит на Дария III статус легитимного сакрального царя Египта. Это противоречит преобладающей античной традиции о ненависти египтян к последним Ахеменидам (343—332 гг. до н. э.), которая не опровергается никакими другими свидетельствами, кроме этого памятника. Однако к 329 г. до н. э. Александр позиционировал себя как наследника Дария в качестве «царя Азии»; он отомстил Бессу как не только убийце Дария, но и узурпатору его власти. В это время македонская пропаганда явно придавала Дарию более благоприятный образ, чем до этого; ранее Александр стал исчислять свои годы в Египте от вступления в страну в 332 г., показывая тем самым, что считал Дария III ее законным хозяином до этого (ср. с отсчетом Камбисом своих лет с 530 г. до н. э., показывающим непризнание им легитимности Амасиса и Псамметиха III). Таким образом, стела Бухеума, придающая Дарию III легитимный царский статус, может отражать не восприятие этого царя египтянами, а актуальную на время ее создания тенденцию македонской пропаганды.

Добавлено: 24 августа 2018