• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Отходничество как новый фактор общественной жизни

В статье на основе эмпирических исследований феномена современного российского отходничества как особого вида трудовой миграции населения – инициативной внутренней возвратной (сезонной) миграции жителей малых городов и сел в столицы и центры промышленного развития – анализируются образ жизни и социально-экономический статус российских отходников. Приводятся оценки масштабов отходничества, описываются тенденции его развития. В настоящее время в России насчитывается не менее 15–20 млн человек отходников: по крайней мере, треть всех семей в провинции живет за счет отхожих промыслов, т.е. вида экономической активности, почти не учитываемой официальной статистикой. В советские годы отходничество было незначительно по своим масштабам (вербованные, шабашники, артельщики). Однако, возобновившись в середине 1990-х гг. и получив широкое распространение в малых городах европейской части страны, оно захватило и сельскую местность и теперь распространилось на всю территорию страны. Виды отхожей деятельности широко (не менее чем в половине случаев) представлены как «теневым» малым предпринимательством (преимущественно в северных регионах), повсеместно существенно разросшимся «дальнобойным промыслом», так и «теневым» же наемным трудом в сфере услуг (преимущество отходники центральных и южных регионов).

Современное отходничество рассматривается не только как новый массовый способ жизнеобеспечения, как новый образ жизни значительной части провинциального населения России, но и как новое социально-политическое явление. В этой связи обсуждаются возможные социальные и политические последствия отходничества. В силу того, что многие отходники включены в «теневой» сегмент экономики, вынуждены вести «распределенный» образ жизни, они фактически находятся вне публичной жизни, но в то же время являются в большинстве своем активной частью местного общества, они меняют характер отношений как в приватной сфере, в семье, с близкими, родственниками и соседями, так и в публичной – с местными общественными институтами, с государством. Отходники привносят как новые для местного общества культурные стереотипы (являясь современными «культуртрегерами»), так и формируют основу для новых политических отношений на местном уровне.