• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Развиваем произвольность и внимание – важнейшие новообразования дошкольного возраста

Нисская А. К., Денисенкова Н. С.

Активные, импульсивные, невнимательные, непослушные, непоседливые, неорганизованные, моторные, гиперактивные – далеко неполный перечень определений, которые взрослые (педагоги и родители) дают детям, имеющим проблемы с вниманием и произвольностью, т. е. умением контролировать себя, следовать правилам.   Очень часто таким детям ставят диагноз – синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). При этом одни специалисты уверены, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния, другие считают, что СДВГ – миф. Так в существовании СДВГ сомневается ряд медиков, психологов, педагогов, родителей и даже средств массовой информации. Многие из них не согласны с тем, чтобы для лечения СДВГ используются стимулирующие препараты. Так растет число протестов в США, где большое количество медикаментов, выписываемое таким детям, приводит к ослаблению их умственной и физической активности. «Гиперактивность – это не болезнь», – пишет психиатр Сидни Уокер III. – «Это преступная фальсификация докторов, не имеющих понятия о том, что на самом деле происходит с детьми». Спор о СДВГ ведется давно, с середины 70-х годов ХХ века, и в силу отсутствия единых диагностических критериев и методов оценки симптомов заболевания он до сих пор остается неразрешенным. Однако дети с проблемами внимания и произвольности, как бы они ни назывались, существуют и им нужна помощь.