• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 10 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Нисская А. К., Денисенкова Н. С. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 4. С. 72-75.

Вхождение ребенка в школьную жизнь и его дальнейшие перспективы – проблемы, которые начинают волновать родителей еще до того момента, как малыш переступит порог первого класса. Почему переход на новую социальную ступень такой болезненный, как помочь маленькому ученику адаптироваться к школьной жизни, как лучше подготовить его к школе – таков далеко не полный перечень вопросов, с которыми родители обращаются к психологу. Постараемся ответить на некоторые из них.

Добавлено: 28 января 2015
Статья
Нисская А. К. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 4. С. 50-57.

В статье рассматривается переход из детского сада в первый класс школы как процесс, затрагивающий ребенка, семью и образовательные организации разных ступеней. Раскрывается понятие эффективного перехода, как совокупности условий, в которых ребенок может войти в школьную жизнь, почувствовать себя на своем месте, наладить коммуникацию со взрослыми и сверстниками, проявить самостоятельность, испытывать эмоциональное благополучие и пр. Эмпирическое исследование демонстрирует связь дошкольной образовательной среды и эффективности перехода в первый класс. Дошкольная среда оценивается по степени ее ориентированности на ребенка, демократичности и т.д. (по методике «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS»). Переход оценивается по степени успешности привыкания ребенка к школе, по уровню его независимости, уверенности в себе и пр. (по методике «Опросник социального и эмоционального развития ребенка. PSED»). В результате показано, что более независимыми в первом классе являются ученики, пребывавшие в такой дошкольной среде, где педагоги поощряют общение, проявления уважения между детьми и взрослыми, способствуют самостоятельному решению конфликтов, акцентируют внимание на положительном поведении, практикуют плавный, понятный детям переход между различными видами деятельности и пр. Выдвинуто предположение о том, что создание такой среды более эффективно, чем последовательное и целенаправленное обучение.

Добавлено: 11 мая 2016
Статья
Реморенко И. М., Шмис Т. Г., Шиян И. Б. и др. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 16-31.

Статья посвящена результатам исследования качества дошкольного образования в г. Москве. В основу исследования легли представления о качестве дошкольного образования, заложенные во ФГОС дошкольного образования и основывающиеся на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Исследование было направлено на изучение существующих «сильных мест» и дефицитов в дошкольном образовании столицы. В качестве инструментария были использованы «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R). Исследование было проведено на случайной выборке детских садов одного из округов г. Москвы. В результате исследования были получены данные о наиболее благополучных и наиболее дефицитных аспектах образовательной среды детских садов г. Москвы. В ходе соотнесения результатов исследования и требований ФГОС ДО было обнаружено, что важными направлениями развития образовательной среды детского сада должны стать индивидуализация образовательного процесса, поддержка инициативы и самостоятельности детей, создание более доступной и мобильной среды, оптимальных условий для развития мышления, воображения и детского творчества.

Добавлено: 11 декабря 2017
Статья
Нисская А. К., Савина Е. В. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2018. № 3. С. 4-11.

Проблематика общения педагогов и родителей в исследованиях, законодательстве и практике.Показана актуальность проблематики коммуникации образования и семьи. Вовлеченность родителей положительно влияет на успехи ребенка, качество образования, интенсивность детско-родительских отношений, помогает ребенку чувствовать себя комфортно. Вместе с тем вмешательство в жизнь образовательного учреждения может создавать напряжение, ассоциироваться с недоверием, воспитанием несамостоятельности у ребенка, давлением на образовательный процесс. В основу решения данного противоречия и построения доброжелательной, эффективной коммуникации должно быть положено ясное представление о том, в чем совпадают и разнятся мнения педагогов и родителей, какие характеристики коммуникации способствуют большей удовлетворенности общением. Целью данной работы является изучение предпочитаемых педагогами и родителями форм участия родителей в жизни дошкольного учреждения и условий удовлетворенности общением друг с другом.

Методы исследования и выборка. В исследовании приняли участие родители и педагоги дошкольных организаций г. Тулы и г. Москвы (более 1000 человек), которым предлагалось заполнить опросники в бумажном и электронном виде, содержавшие вопросы о наиболее предпочитаемых формах участия родителей в жизни детского сада и мере удовлетворенности коммуникацией педагогов и родителей.

Формы участия родителей в жизни детского сада, предпочтительные для педагогов и родителей. Показано, что представления педагогов и родителей во многом сходятся: «живое» общение предпочтительнее дистанционного, популярны такие традиционные формы участия семьи в жизни сада, как посещение праздников, групповых собраний. Непопулярна работа в родительском комитете всей организации и участие в оценке качества условий образования. Выявлен ряд расхождений в представлениях педагогов и родителей: первые чаще предпочитают привлекать родителей к роли помощника или пассивного зрителя, в то время как вторые чаще стремятся предпочесть активные формы участия.

Удовлетворенность педагогов и родителей коммуникацией друг с другом. Удовлетворенность общением педагогов связана, прежде всего, с участием родителей в оформлении сада. Педагоги, которые предпочитают финансовую помощь родителей, наименее удовлетворены общением. Удовлетворенность родителей связана с тем, насколько учитывается их мнение, с инициативой педагога в коммуникации. Как родители, так и педагоги приписывают роль инициаторов общения именно себе.

Добавлено: 7 марта 2018
Статья
Нисская А. К. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. Т. 10. № 9. С. 24-32.

Совсем недавно дошкольное образование стало ступенью общего. Данное изменение закрепле- но документально, отражается на организации работы и финансирования дошкольных отделе- ний школ. Благосостояние дошкольных отделений территориальных образовательных комплексов (ТОКов) зависит от количества привлеченных родителей. Однако остается не ясным, что для них является приоритетом? Видят ли они дошкольное образование ступенью общего? Существует ли у родителей запрос к дошкольному образованию, и каков он? Исследование родительско- го запроса показало, что большинство родителей выбирают дошкольное отделение из-за его удобного расположения. Главной задачей дошкольного образования они видят присмотр и уход. Удовлетворенность родителей связана с доброжелательным и индивидуализированным отноше- нием педагога к ребенку. Выделены три группы, отличные по причинам выбора, задачам и факто- рам удовлетворенности.

Добавлено: 30 ноября 2016
Статья
Нисская А. К., Варенцова Н. С. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 4.
Добавлено: 28 января 2015
Статья
Нисская А. К., Денисенкова Н. С. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2010. № 3. С. 74-78.

Активные, импульсивные, невнимательные, непослушные, непоседливые, неорганизованные, моторные, гиперактивные – далеко неполный перечень определений, которые взрослые (педагоги и родители) дают детям, имеющим проблемы с вниманием и произвольностью, т. е. умением контролировать себя, следовать правилам.   Очень часто таким детям ставят диагноз – синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). При этом одни специалисты уверены, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния, другие считают, что СДВГ – миф. Так в существовании СДВГ сомневается ряд медиков, психологов, педагогов, родителей и даже средств массовой информации. Многие из них не согласны с тем, чтобы для лечения СДВГ используются стимулирующие препараты. Так растет число протестов в США, где большое количество медикаментов, выписываемое таким детям, приводит к ослаблению их умственной и физической активности. «Гиперактивность – это не болезнь», – пишет психиатр Сидни Уокер III. – «Это преступная фальсификация докторов, не имеющих понятия о том, что на самом деле происходит с детьми». Спор о СДВГ ведется давно, с середины 70-х годов ХХ века, и в силу отсутствия единых диагностических критериев и методов оценки симптомов заболевания он до сих пор остается неразрешенным. Однако дети с проблемами внимания и произвольности, как бы они ни назывались, существуют и им нужна помощь.

Добавлено: 28 января 2015
Статья
Нисская А. К., Денисенкова Н. С. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 6. С. 40-45.

Статья призвана помочь детям и их родителям в сложный период адаптации к школе. Авторы рассматривают связь психологической готовности и успешности вхождения ребенка в школьную жизнь. Раскрываются показатели благополучия данного процесса и индикаторы зон риска. В статье последовательно освещается как подготовительные к школе этапы, так и непосредственно встраивание ученика в школьную жизнь, анализируются возможности поддержки первоклассников на этом интересном и непростом пути к взрослости. Даются ответы на вопросы, знает ли ребенок правила и способен ли их соблюдать без контроля со стороны родителей и других взрослых, готов ли ребенок строить отношения с педагогом и сверстниками в форме делового сотрудничества? Предоставляются рекомендации по оказанию психологической помощи для обеспечения благополучного вхождения ребенка в школьную жизнь.

Добавлено: 28 января 2015
Статья
Нисская А. К. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 3. С. 52-57.

Сегодня многие родители сталкиваются с настойчивым напоминанием педагогов и психологов о необходимости игры в дошкольном возрасте. Порой оно звучит несовременно, формально. Действительно, для чего терять время на пустые забавы, когда ребенок уже умеет налаживать контакт со взрослыми и сверстниками, живо интересуется техникой письма, счета и чтения, мечтает об отличных отметках, а кроме того, совершенно не желает играть и не верит ни в какое «понарошку»? Возможно, он уже перерос игру, и ему стало неинтересно? Может быть, современным детям вообще не нужна игра? Или компьютерные игры в полной мере удовлетворяют игровую потребность? В данной статье авторы пытаются найти ответы на эти вопросы.

Добавлено: 28 января 2015
Статья
Михайлова (Козьмина) Я. Я. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 9. С. 34-41.

В данной работе рассматривается проблема кооперации семьи и педагогов дошкольного образования при переходе ребенка из детского сада в начальную школу как фактор, способствующий повышению уровня психологической готовности ребенка к школе. Для этого на материалах всероссийского опроса «Мониторинг экономики образования: дошкольное образование» проанализирована степень согласованности представлений родителей и педагогов дошкольного образования о задачах детского сада и о подготовке к переходу в школу. Показано, что в представлениях о том, что такое хороший детский сад, каковы цели воспитания и как готовить ребенка к школе, существуют различия как между педагогами и родителями, так и среди родителей в зависимости от таких факторов как, например, уровнь образования.

Добавлено: 22 октября 2017