?
Интеллект, мотивация и копинг-стратегии как условия академических достижений школьников
Статья посвящена проблеме интеллектуальных и мотивационных предикторов академических достижений школьников. В эмпирическом исследовании, проведенном на выборке 420 школьников VI-XI классов общеобразовательных (массовых) школ реализован подход, в соответствии с которым интеллект рассматривается как необходимое условие, а мотивация как движущая сила, обеспечивающая его эффективное использование и компенсирующая его недостаточную выраженность. Анализ 4-х групп различающихся по уровню интеллекта и успеваемости позволил проанализировать группы с неоднозначным соотношением этих переменных. Показано, что успешные школьники с относительно низким интеллектом (по тесту Равена) меньше используют непродуктивные копинг-стратегии преодоления трудностей в учебе, такие как бездействие, отрицание, косвенная деятельность, уход от помощи и чаще обращаются к стратегии активного преодоления трудных ситуаций. Сделаны выводы для педагогической практики касающиеся учета сложной системы взаимоотношений между уровнем интеллекта и успеваемостью, определяемой уровнем трудности учебной деятельности, внутренней мотивацией и продуктивными стратегиями преодоления трудностей.