• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Роль целенаправленности и результативности действий взрослого в освоении предметных действий у детей на втором году жизни

Котова Т. Н., Юдина Т. О., Котов А. А.

В возрасте от года до двух лет ребенок активно интересуется предметами, которыми на его глазах пользуется взрослый, хотя удобства при достижении цели эти предметы ему еще не предоставляют. Что заставляет ребенка, глядя на взрослого, стараться использовать предмет по назначению? Один из очевидных ответов связан с результативностью поведения взрослого и желанием ребенка достигнуть того же результата. Однако многие современные исследования показывают, что ребенок ориентируется не исключительно на результат, но и на намерение взрослого. В своем эксперименте мы заостряем возможность выбора для ребенка, противопоставляя намеренное и результативное поведение взрослого. Мы обнаружили, что дети 17-20 месячного возраста предпочитают повторять действие, которое взрослый выполнил намеренно (пусть даже он и не достиг при этом интересного результата), а не случайно (хотя в данном случае это действие и завершилось интересным результатом). При этом, возможность ориентироваться на намерение развивается у ребенка с возрастом, так как у 12-16-месячных испытуемых подобной склонности не наблюдается. В статье обсуждается сходство и различия полученного феномена с классическими данными по эффекту чрезмерного подражания и возрастным границам его проявления.