• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Построение гедонистических ценовых индексов на полотна художников фовистов

Прикладная эконометрика. 2014. Т. 35. № 3. С. 59-85.
Ратникова Т. А., Житков К. В.

Цель работы, результаты которой представлены в статье, состоит в  построении ценовых индексов по выборке работ художников фовистов — Анри Матисса и Кеса ван Донгена.  Изучаются и сравниваются два подхода: гедонистическая регрессия и модель Хекмана. Гедонистический подход в рамках предположений классической линейной регрессионной модели игнорирует факт наличия непроданных картин, что может привести к смещению полученных оценок из-за эффекта самоотбора. Включение в выборку непроданных картин и оценивание по ней   модели Хекмана позволяет проверить предположение  о  важности учета самоотбора и дает возможность получить более достоверные значения индекса. Индексы для двух художников в свою очередь служат для вычисления доходностей  и исследованию по ним  «эффекта шедевра».  Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что есть временные интервалы, в которые можно говорить о  наличии негативного «эффекта шедевра», когда доходность индекса, построенного по трёхлетним временным интервалам, для картин менее известного художника, Кеса ван Донгена, выше, чем для картин признанного мастера, Анри Матисса. Однако, при этом, инвестиционный риск, измеренный стандартным отклонением ценового индекса,  для полотен Ван Донгена выше, чем для работ Матисса, согласно большинству полученных оценок.