• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Пререфлексивное самосознание как условие возможности опыта

Классический поиск оснований сознательного опыта, осуществляемый посредством рефлексии, приводит к полаганию двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание есть поток) и субстанциональности (нечто устойчивое противостоит временным изменениям). Эти характеристики являются основаниями лабиринта Юма, составляют основу кантовского априоризма. Феноменология не принимает классического решения ввиду его формального характера и пытается обнаружить основание сознания в нем самом как предполагающем изначальное, пререфлексивное самосознание. Однако в итоге основание сознания сводится, с одной стороны, к форме времени, а с другой – к форме постоянства (гуссерлевское Чистое Я, сартровское Ничто). Поиск содержательного основания сознания должен опираться на идею о том, что сознание есть не непосредственная данность, а результат познания.