Статья
Как деградируют университеты? к постановке проблемы
В статье анализируются возможные причины деградации некоторых государственных высших учебных заведений в России. На основе глубинных интервью с представителями университетов, показатели деятельности которых снижаются, выделяются внешние и внутренние факторы, которые могли стать причиной такого ухудшения результативности.
В статье анализируются возможные причины деградации некоторых государственных высших учебных заведений в России. На основе глубинных интервью с представителями университетов, снизивших пока- затели деятельности, выделяются внешние и внутренние факторы, которые могли стать причиной такого ухудшения результативности.
Higher Education has become a central institution of society, building individual knowledge, skills, agency, and relational social networks at unprecedented depth and scale. Within a generation there has been an extraordinary global expansion of Higher Education, in every region in all but the poorest countries, outstripping economic growth and deriving primarily from familial aspirations for betterment. By focusing on the systems and countries that have already achieved near universal participation, High Participation Systems of Higher Education explores this remarkable transformation. The world enrolment ratio, now rising by 10 per cent every decade, is approaching 40 per cent, mostly in degree-granting institutions, including three quarters of young people in North America and Europe. Higher Education systems in the one in three countries that enrol more than 50 per cent are here classified as 'high participation systems'. Part I of the book measures, maps, and explains the growth of participation, and the implications for society and Higher Education itself. Drawing on a wide range of literature and data, the chapters theorize the changes in governance, institutional diversity, and stratification in Higher Education systems, and the subsequent effects in educational and social equity. The theoretical propositions regarding high-participation Higher Education developed in these chapters are then tested in the country case studies in Part II, presenting a comprehensive enquiry into the nature of the emerging 'high participation society'.
The chapter focuses on the ultimate question of the project: what will change in a society when a majority of the age group will have higher education. Seeking for approaches to understand the future role of higher education in the HPS societies the chapter reviews theories and concepts developed in two disciplinary traditions: social sciences (structural functionalism, neoinstitutionalism, conflict theories, cultural reproduction theories as well as some higher education specific approaches) and educational philosophy (Bildung theories, growth theory among others). Those two strands of scholarship respectively highlight two key dimensions in the relationship between higher education and society: (a) the social and occupational structure and (b) socialization as human/personal development, self-formation. The chapter addresses the potential changes in HPS societies along those lines. It concludes that a Bildung idea of the duality of human nature as both being determined by the world and being self-determining largely corresponds two above disciplinary approaches and their traditional focus and opens up an intellectual space for further cross-disciplinary, multi-dimensional research on the role of higher education for individuals and society.
В работе производится попытка проверить гипотезу о том, действительно ли увеличение темпов массовизации высшего образования в странах мира обосновывается процессами глобализации рынков товаров и услуг, глобализации системы высшего образования и развитием технологий. Анализ с использованием панельных данных для 195 стран мира за период 1970-2016г. показал наличие структурного изменения в модели формирования показателя темпов массовизации в 1999г. Увеличение темпов прироста охвата молодёжи высшим образованием до 1999г. значимо объясняется ростом потребления электроэнергии как следствием распространения электроники, тогда как после 1999г. значительное влияние оказывает импорт технологий и увеличение роли информационных технологий как основной надстройки электроники. Рост объёмов экспорта под влиянием процессов глобализации товарных рынков, а также присоединение к Болонскому процессу в рамках глобализации системы высшего образования снижает темпы массовизации.
Данная статья призвана обратить внимание на такое явление, как академическая неоднородность студентов внутри вузов, и уточнить исследовательскую повестку по изучению данного феномена и его взаимосвязи с университетским управлением. Обзор существующей литературы и статистических данных на примере России позволил обозначить круг возможных причин для роста академической неоднородности в вузах и предложить базовые предпосылки для определения ее уровня. В статье впервые осуществляется анализ академической неоднородности как контекстуальной переменной и организационной характеристики вузов, обосновывается ее значимость для университетского управления. Также автор приводит круг теоретических рамок, через которые может быть проанализировано управление университетом в контексте высокой академической неоднородности. Продолжением данной работы станет более детальное исследование практик управления в вузах. Результаты данной работы могут быть использованы для расширения существующей повестки исследований в области высшего образования, а также для анализа и планирования деятельности конкретных университетов.
В книге, представляющей собой продолжение работы «Создание предпринимательских университетов», Бёртон Кларк объясняет, что можно сделать для того, чтобы университеты могли лучше отвечать на вызовы стремительно меняющегося мира в XXI веке. На примере 14 передовых институтов из США, Великобритании, Европы, Австралии, Латинской Америки и Африки автор показывает, каким образом университетам удается инициировать и проводить постепенные изменения, успешно адаптируясь к новым потребностям экономики и общества.
Книга представляет интерес для преподавателей и руководства университетов, исследователей высшего образования, а также тех, кто отвечает за разработку и проведение образовательной политики.
Сборник статей и материалы международной научно-практической конференции по обновленному содержанию профессиональной подготовки по иностранным языкам.
Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.
Представлены материалы конференции о современных методах подготовки будущих инженеров.
Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.
Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс "созидательного разрушения" по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.
В статье описана игра, которую можно провести после изучения творчества Чехова — в самом конце 10-го или в начале 11-го класса. Готовясь к игре, команды перечитывают произведения «Анна на шее», «Ариадна», «Архиерей», «Ванька», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка», «Злой мальчик», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Произведение искусства», «Смерть чиновника», «Студент», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Учитель словесности», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Медведь», «О вреде табака», «Лебединая песня (Калхас)», «Предложение», «Свадьба», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей».