• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Модель оптимального размера заказа: анализ и пути дальнейшего развития

В настоящее время затраты на логистику и управление цепями поставок в мире составляют 14% от ВВП, то есть около 10-12 трлн. долларов в год. Эти цифры сопоставимы с расходами на вооружение, здравоохранение и другие важнейшие области человеческой деятельности.

Отсюда следует, что поиск реальных путей и разработка реальных механизмов снижения логистических издержек является важнейшей проблемой, решение которой повысит эффективность и конкурентоспособность предприятий.

Анализ ряда исследований показал, что наиболее распространенной моделью при управлении запасами является модель EOQ. Однако основной недостаток большинства рассмотренных в научных источниках модифицированных моделей расчета EOQ заключается в том, что они учитывают лишь один-два из множества признаков, позволяющих избавиться от принятых в классической модели допущений и приблизить модель к реальной. Кроме того, некоторые модификации модели носят дискуссионный характер и не могут быть рекомендованы для расчетов.

Предложено в качестве аппарата генерации отсутствующих на настоящий момент модифицированных моделей EOQ, а также для выбора оптимальной модифицированной модели применять морфологический метод исследования рациональных систем.

Разработаны морфологические таблицы для формирования новых моделей EOQ, а также алгоритм для выбора наиболее адекватной бизнес-ситуации модифицированной модели EOQ.

Разработан комплекс модифицированных моделей оптимального размера заказа, учитывающих многономенклатурность с одновременными поставками продукции, распределение ответственности между участниками простой логистической цепи, наличие добавленной стоимости в цене продукции при расчете затрат на хранение, а также различные варианты учета затрат на хранение

Полученные результаты исследования позволят сформировать базу реальных инновационных решений для снижения логистических издержек и повышения конкурентоспособности предприятий.