?
Проблема социальной идентичности в психологических исследованиях
Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. № 1. С. 18-27.
В статье проводится анализ проблемы социальной идентичности – актуальной предметной области психологии. Выделены основные теоретические подходы и специфика авторского понимания к описанию сущности этого феномена. Рассматривается роль идентичности в процессах самоопределения и развития личности. Приводится пример модели анализа идентичности и ее применения для понимания специфики самоопределения и профессионального развития представителей бизнеса.
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Иванова Н. Л., Психология обучения 2012 № 3 С. 4-15
Статья посвящена проблеме негативных последствий деятельности для личности, профессиональным деформациям - предметной области психологических исследований, которая, несмотря на свою актуальность, слабо представлена в науке. Показана специфика подходов, сложившихся в отечественной психологии, а также в зарубежных работах, в рамках проблематики синдрома выгорания (burn out). Рассматриваются возможности анализа профессиональных деформаций в контексте изучения проблемы самоопределения личности в ...
Добавлено: 9 сентября 2012 г.
Иванова Н. Л., Ярославский психологический вестник 2012 № 1
В статье рассматриваются различные подходы к изучению негативных последствий деятельности, профессиональных деформаций. Выделены основные подходы к данной проблеме, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии. Аргументируется необходимость поиска новых моделей и операционализации самоопределения. В связи с этим рассматриваются возможности изучения профессиональных деформаций в контексте процесса самоопределения личности в социальной и профессиональной среде, способов преодоления личностной неопределенности ...
Добавлено: 21 мая 2012 г.
Иванова Н. Л., Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Психологические науки: Акмеология образования, Гендерная психология 2011 Т. 17 № 4
В статье рассматриваются подходы к изучению проблемы профессиональных деформаций личности – актуальной предметной области психологических исследований. Аргументируется подход, связанный с задачами адаптации индивида и преодолением личностной неопределенности в ходе профессионального развития. На основе анализа структуры самоопределения личности в социальной и профессиональной среде выделены параметры профессиональных деформаций, связанные с искажением ценностно-смысловых ориентиров деятельности и механизмов поиска ...
Добавлено: 12 мая 2012 г.
Иванова Н. Л., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 № 3 С. 156-162
В статье проводится анализ проблемы социальной идентичности - актуальной области исследований в психологии. Выделены основные теоретические подходы и специфика авторского понимания к описанию сущности этого феномена. Рассматривается роль идентичности в самоопределении и развитии личности. Приводится пример модели анализа идентичности и ее применения для понимания специфики самоопределения и профессионального развития представителей бизнеса. ...
Добавлено: 9 марта 2014 г.
Иванова Н. Л., Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Психологические науки: Акмеология образования, Гендерная психология 2011 Т. 17 № 3
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования профессиональных деформаций представителей бизнеса (предприниматели и руководители). В основе исследования лежит подход, в котором негативные последствия деятельности для личности рассматриваются в контексте более широкой проблемы самоопределения, преодоления личностной неопределенности в ходе профессионального развития. Выделены параметры профессиональных деформаций, связанные с искажением ценностно-смысловых ориентиров деятельности и механизмов поиска адекватных путей дальнейшего ...
Добавлено: 16 мая 2012 г.
Радина Н. К., Новое в психолого-педагогических исследованиях 2014 № 4 С. 126-139
В статье проблематизируются возможности герменевтического анализа на материале социального пространства. Методические и методологические ресурсы герменевтики рассматриваются в концептуальном контексте интерпретации и атрибуции. Анализируются возможности прикладной герменевтики на материале социального действия, социальной идентичности и автобиографического нарратива. ...
Добавлено: 15 апреля 2014 г.
Шкурко А. В., Social Cognitive and Affective Neuroscience 2013 Vol. 8 No. 8 P. 870-877
Добавлено: 29 февраля 2016 г.
Антонова Н. В., Иванова Н. Л., IAFOR Journal of Psychology and the Bahavioral Sciences 2016 Vol. 2 No. 2 P. 47-64
The article describes the results of the investigation which was conducted among adult Russian males and females. The purpose of the investigation was to describe the gender differences of identity and self-determination process. In this investigation we also confirmed our model of identity statuses which was elaborated on the base of Marcia’s model. Forty-five people ...
Добавлено: 17 сентября 2016 г.
Агадуллина Е. Р., Социальная психология и общество 2013 № 3 С. 42-50
В статье представлен анализ западных исследований коллективных действий, рассматриваются социальная идентичность, представления об эффективности группы, а также относительная депривация и связанные с ней групповые эмоции как основные предикторы коллективных действий. Описываются модели коллективных действий и определяются будущие направления исследований. ...
Добавлено: 25 октября 2013 г.
Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б., Психологические перспективы 2012 № 20 С. 76-88
Статья посвящена становлению профессионального здоровья психолога как составляющей общего психологического здоровья личности. Профессиональное здоровье обеспечивается успешным преодолением кризиса идентичности в студенческий период. Профессиональная идентичность занимает особое место в струкутре "Я", нестабильна в процессе обучения, представляет собой целостное образование, включающее в себя ценностно-мотивационные и когнитивные характеристики. У студентов выпускных курсов отмечается более выраженное проявление кризиса идентичности. ...
Добавлено: 12 марта 2014 г.
В статье приводится обзор теоретических концепций, разработанных в развитие концепции языковой личности с целью исследования социальных и этнических аспектов данного понятия. Обсуждается ряд эмпирических положений, показывающих высокую теоретическую и практическую ценность этой концепции для понимания социальных характеристик языковой личности. Приводимые эмпирические данные доказывают, что личность многогранно реализует свою индивидуальность в речевой деятельности. Особое внимание уделяется ...
Добавлено: 18 ноября 2017 г.
Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б., М. : Институт психологии РАН, 2012
Выполненный в монографии теоретико-эмпирический анализ социально-психологического пространства (его понимания, характеристик, видов, связей с другими явлениями) позволил рассмотреть этот феномен в контексте общего парадигмального развития исследований психологии человека. Принциально новым теоретическим результатом является описание феноменологии социально-психологического пространства личности, включая базовые положения о существовании и развитии социально-психологического пространства, а также его многообразные функции. Впервые рассмотрены ведущие процессы ...
Добавлено: 28 мая 2012 г.
Антонова Н. В., Психологические исследования: электронный научный журнал 2017 Т. 10 № 53 С. 9
Анализируются особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития. Выделены этапы профессионального развития в соответствии с классификацией Е.А.Климова, разработана методика оценки этапа профессионального развития. В качестве показателей особенностей самоопределения рассматриваются ценностно-мотивационный комплекс и тип профессиональной идентичности. В целом динамика профессионального развития коррелирует с возрастом, стажем и карьерным развитием. Показано, что процессы самоопределения нелинейно связаны с этапами ...
Добавлено: 9 июля 2017 г.
Лепшокова З. Х., Альманах современной науки и образования 2012 Т. 11 № 66 С. 132-136
Статья раскрывает механизм взаимосвязи выраженности и позитивности этнической и гражданской идентичностей представителей принимающего населения и их аккультурационных ожиданий. В результате эмпирического исследования выяснилось, что высокий уровень позитивной гражданской идентичности связан с мультикультурной установкой по отношению к мигрантам, тогда как высокий уровень этнической идентичности связан с сегрегационной установкой по отношению к мигрантам. ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Агадуллина Е. Р., Иванов А. А., Сариева И. Р. и др., Современная зарубежная психология 2021 Т. 10 № 1 С. 132-141
В обзоре представлено описание теории оправдания системы Дж. Джоста и М. Банаджи. Подробно рассматривается мотивационная основа оправдания системы и основной тезис теории о том, что люди с низким социальным статусом в большей степени оправдывают систему по сравнению с людьми с высоким социальным статусом. В отдельных разделах представлено описание факторов, способствующих мотивации оправдывать существующую систему, и ...
Добавлено: 12 апреля 2021 г.
Агадуллина Е. Р., Котова М. В., Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования 2012 № 4 С. 15-24
В статье рассматривается развитие подхода к объяснению коллективных действий. Последовательно излагаются три модели, демонстрирующие усложнение представлений о факторах, определяющих коллективные действия. В качестве основных факторов коллективного поведения в статье рассматривается социальная идентичность, групповой гнев, воспринимаемый успех коллективных действий, воспринимаемая несправедливость по отношению к ингруппе и выбор копинг стратегий. ...
Добавлено: 9 мая 2013 г.
Миронова О. И., Иванова О. В., Высшее образование сегодня 2020 № 2 С. 57-60
Представлены результаты эмпирического исследования стиля общения педагога как условия его профессионального развития. Выявлено, что выбор стиля общения педагога зависит от двух основных факторов: ситуации взаимодействия и особенностей личности ученика. Установлено, что важным условием профессионального развития личности педагога является умение применять разнообразные стили общения. ...
Добавлено: 4 октября 2020 г.
Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е., Ученые записки ИМЭИ 2012 № 2 С. 85-94
В настоящее время проблема нравственного развития, самоопределения личности является остро актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В статье представлен анализ известных психологических типологий нравственности личности, делается акцент на их прогностических возможностях, проводятся параллели между типами из разных классификаций. ...
Добавлено: 25 декабря 2012 г.
Иванова Н. Л., Психология обучения 2015 № 12 С. 16-28
В статье рассматриваются результаты исследования профессиональной идентичности студентов в процессе их обучения в магистратуре. Проблема заключается в том, что хотя этот уровень обучения относится к разряду профессиональной подготовки, но, как показывает практика, не у всех студентов формируется профессиональная идентичность. В магистратуру могут поступить люди, не имеющие четких профессиональных целей или переживающих кризис профессионализации. Поэтому необходимо ...
Добавлено: 20 февраля 2017 г.
Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б., Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика 2010 Т. 3 № 4 С. 11-20
В статье показано, что одним из важнейших ресурсов формирования гражданственности является гражданская идентичность - элемент самосознания личности. Проводится анализ динамики выраженности гражданского «Я» под влиянием социально-экономических условий. Рассматриваются результаты сравнительного субъективных смыслов, вкладываемых в понятие «гражданская идентичность» представителями различных стран. ...
Добавлено: 7 ноября 2012 г.
Гулевич О. А., Агадуллина Е. Р., Вопросы психологии 2013 № 4 С. 102-114
В статье рассматриваются современные модели улучшения межгрупповых отношений, основанные на теориях социальной идентичности и самокатегоризации. Отдельное внимание уделяется моделям множественной категоризации и множественной идентичности, выделяются факторы, опосредующие их эффективность. ...
Добавлено: 30 октября 2013 г.
Гулевич О. А., М. : Московский психолого-социальный институт, 2007
В этом учебном пособии речь идет об основных причинах и феноменах межгруппового конфликта, а также о способах его разрешения. ...
Добавлено: 1 октября 2012 г.
Shkurko Alexander V., Journal for the Theory of Social Behaviour 2015 Vol. 45 No. 2 P. 188-213
Добавлено: 29 февраля 2016 г.