Статья
Question of Consciousness: to Quantum Mechanics for the Answers
The article presents the possible role of consciousness in quantum-mechanical description of physical reality. The widely spread interpretations of quantum phenomena are considered as indicating the apparent connection between conscious processes (such as observation) and the properties of the microcosm. The reasons for discrepancies between the results of observations of the microcosm and macrocosm and the potential association of consciousness with these reasons are closely investigated. The mentioned connection is meant to be interpreted in the sense that the probable requirement for a complete understanding of quantum theory is the adequate description of consciousness within it and that the correct theory of consciousness should include quantum-mechanical theoretical apparatus. In this context, the question about the methods of scientific cognition is discussed, in particular, the problem of the place and the importance of intellectual intuition in science and philosophy of science. The author draws the conclusiions about the current state of the “measuring” problem in its relationship with consciousness.
Имре Лакатос (1922-1974), родился в Венгрии, диссертацию по философским вопросам математики готовил в Московском университете. За диссидентские взгляды в конце 40-х годов провел два года в тюрьме. После венгерских событий 1956 г. эмигрировал, работал в Лондонской школе экономики и политических наук, где стал наиболее ярким среди последователей Поппера. Лакатоса называли "рыцарем рациональности", поскольку он отстаивал принципы критического рационализма и полагал, что большинство процессов в науке допускает рациональное объяснение. Лакатос писал небольшие, но очень емкие по содержанию работы. С его взглядами можно познакомиться по вышедшим на русском языке книгам "Доказательства и опровержения" (М., 1967) и "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" (М., 1995). И. Лакатос попытался так уточнить и улучшить методологическую концепцию К. Поппера, чтобы она в максимальной степени приближалась к реальной истории науки, но при этом оставалась именно теорией научной рациональности, то есть такой теорией, с помощью которой можно было бы подвергнуть историю науки "рациональной реконструкции" - выяснить, в какой степени историческое развитие научного знания отвечает требованиям рациональной методологии.
В статье проводится мысль о том, что культурные и индивидуальные ценности связаны друг с другом не прямо, а через сознание и деятельность, что предполагает целостное единство культурно-исторического и деятельностного методологических подходов в психологических исследованиях. Деятельность оказывает решающее влияние на формирование сознания и личности: она лежит в их основании. В культурно-историческом подходе таким основанием, своего рода единицей анализа сознания и личности, является ценностно ориентированное переживание. Необходимость интеграции деятельностного и культурно-исторического подходов лежит в целостной онтологии психики, поведения, деятельности, переживания, смысла, сознания, личности, культуры и ее ценностей.
Данная работа предназначена для аспирантов. Она освещает феномен науки в трех аспектах: как способ существования знания, как особый вид духовной деятельности и как социальный институт. Это дает возможность соискателю осмыслить историю и современное состояние интересующей его отрасли науки, ставить и решать исследовательские задачи в конкретной области науки на современном уровне.
В статье показывается, что творчество природы, формирование в ней новых форм и творчество человека подчинены единым зако-номерностям самоорганизации сложных структур, рождения упорядоченных структур из хаоса и их усложнения, ритмам усиления активности и их ослабления, спада. В качестве основной для понимания работы творческого мышления, продуктивного воображения и интуиции предлагается модель самодостраивания мыслей и образов. Творческое озарение, инсайт интерпретируется как сверхбыстрый, лавинообразный процесс радикальной переструктурализации элементов опыта и обретения нового смысла. Анализируются особенности измененных состояний сознания посредством приема психоактивных средств и их роль в стимулировании креативных способностей человека при решении задач в науке, технике и искусстве. Обсуждаются современные методики развития творческого мышления.
Объектом рассмотрения в данной статье является концепт академической свободы в его связи с развитием цивилизации. Академическая свобода рассматривается как необходимое условие социального прогресса, а «нормальное» функционирование университета как гарант устойчивого социального порядка и цивилизационной целостности.
В новой книге проф. В. Н. Поруса философия культуры рассматривается как концептуальная канва междисциплинарных исследований по проблемам социальной эпистемологии, человеческой личности, духовности, рациональной коммуникации, философии науки. Тем самым открывается путь к синтезу различных философских дисциплин, к построению общей теории междисциплинарного исследования. Книга адресована не только специалистам, но и всем тем, кто любит философию и рад нелегкому труду понимания ее проблем.
В настоящей книге, посвященной памяти одного из наиболее ярких отечественных философов науки – Льва Борисовича Баженова (1926–2005), дается комплексный философско-методологический анализ современной фундаментальной науки, особенностей и перспектив ее развития. Эта тема занимала одно из центральных мест в работах Л.Б.Баженова; коллектив авторов книги продолжил дело своего друга и коллеги, обратившись к проблемам, которые стали наиболее острыми и актуальными в последние годы.
Материалы книги могут быть использованы в рамках учебных курсов «Философия», «История и философия науки», «Концепции современного естествознания»; они представляют интерес для всех, кто размышляет о месте фундаментальной науки в жизни современной цивилизации.
Статья посвящена 80-летию выдающегося психолога и педагога – В.В. Давыдова, разрабатывавшего совместно с Д.Б. Элькониным психологические основы и педагогическую практику развивающего образования. Центром разработанной ими программы было развитие теоретического мышления, формирование у школьников готовности к мысли и способности к понятийному мышлению. В статье сделана попытка применить развитые В.В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу мышления как такового. Наибольшее внимание уделено рефлексии и интуиции.
Обсуждается задача использования солнечного ветра для орбитальных маневров космических аппаратов. Анализируются материалы, связанные с созданием шаровых солнечных парусов с изменяемыми отражательными характеристиками, например с использованием жидкокристаллической пленки. Описываются возможные варианты построения математической модели паруса и соответствующие им алгоритмы управления.
Для исследования состояния границы раздела многослойных систем разработан метод,основанный на спектральном анализе термоволновых колебаний, возникающих под действием излучения лазеров, работающих в периодическом импульсном режиме. Метод основан на высокой чувствительности формы осциллирующей составляющей пирометрического сигнала к адгезионным характеристикам границы раздела фаз. Для количественной оценки формы сигнала использованы коэффициент корреляции (система пленка – подложка) и передаточная функция (многослойные образцы).
Рассматриваются вероятные трудности, возникающие при создании криоботов. Обсуждаются проблемы прохождения больших толщин ледяного слоя и эффективности применения оборудования типа криоботов для изучения ледяной поверхности Европы. Сделан обзор исследований по созданию криобота как для земного применения, так и для исследования планетарных льдов. Приводится обзор альтернативных технологий исследования подледного пространства.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Книга представляет первую часть курса физики для вузов из 3 частей. В ней изложены разделы, посвященные классической механике, специальной теории относительности, колебаниям и волнам, статистической физике и термодинамике. Курс предназначен для широкого круга вузов с изучением общей физики в течение 2-4 семестров, а также для самоподготовки и повторения ранее изученного материала. В рамках соответствия государственным образовательным стандартам дано представление о ряде существенных разделов и подходов сегодняшней физики. Акцент в изложении сделан на наиболее перспективные, бурно развивающиеся и финансируемые приложения, и это делает учебник востребованным и современным по сути. В первую очередь, речь идет о приложениях физики к современным технологиям, электронике, медицине и биологии.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.