• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Экстраролевое поведение учителей: роль идентификации с коллективом, стажа и школы

В статье описана текущая ситуация с экстраролевым поведением учителей школ и идентификаций со школьным коллективом, вызванные реформой образования. В обзоре литературы описывается, какое поведение учителей можно считать «экстроролевым», что значит быть “хорошим учителем”, какие факторы его вызывают или усиливают. Экстраролевому поведению, как важному компоненту трудовой эффективности, предлагается начать уделять внимание в процедурах отбора, оценки и аттестации учителей.

Среди множества факторов-предикторов экстраролевого поведения, были выбраны три: стаж, школа как организация и идентификация со школьным коллективом. Регрессионые модели, построенные на данных школьных учителей г. Вологды (N=78, 6 школ), объясняли экстраролевое поведение, связанное с изменением функционирования организации (Модель 2. Совершенствование выполнения, ) и поведением направленным на коллег (Модель 4. Помощь коллегам, ). Предсказательная способность (частичный ) предикторов оказалось разной: для стажа — , для принадлежность к той или иной школе — , для идентификации со школьным коллективом — .

Экстраролевое поведение вологодских учителей более выражено, по сравнению с выборкой стандартизации. Новички проявляют его значительно реже, возможно, у них еще нет возможностей влиять на школьную организацию и помогать коллегам. Низкая удовлетворённость от группового членства, как компонента идентификации со школьным коллективом, может быть вызвана большая нагрузкой.

Мы предполагаем, что при росте нагрузки экстраролевое поведение страдает в первую очередь, а это приводит к снижает эффективность труда и провоцирует различные непродуктивные стратегии компенсации: психологическое выгорание, замедляет профессиональное развитие. Поскольку новички и учителя со стажем в разной мере проявляют такое поведение, то эффект для новичков будет отсроченным. Нужно учитывать влияние контекста, поскольку на экстраролевое поведение влияет то, где и с кем работает тот или иной специалист.