• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Влияние Олимпийских игр в Сочи на формирование государственной идентичности молодых россиян: результаты эмпирического исследования

Козлова А. А., Триголос О. В., Санина А. Г.

Спортивные события мирового уровня являются одним из наиболее значимых маркеров макросоциальной идентичности,  отражая когнитивные, эмоциональные, нормативно-ценностные и поведенческие аспекты взаимодействия государства и  индивида. Статья посвящена результатам исследования государственной идентичности молодых людей в России через ее проявление в ситуации подготовки зимних Олимпийских игр 2014 г. в городе Сочи. Используя методы анкетного опроса и фокус-групп, авторы попытались понять, насколько соответствуют официальные каналы информации тем, что использует молодежь; насколько своей ощущали Олимпиаду молодые россияне на этапе ее подготовки и насколько спорт как праздник объединяет индивида и государство. Результаты исследования позволяют заключить следующее. Во-первых, наиболее сильную зависимость демонстрируют поведенческий и эмоционально-оценочный элементы государственной идентичности молодых россиян, однако позитивное отношение к Олимпийским играм как к особому, государственно-личному, празднику, формируется в основном не информационными сообщениями в средствах  массовой информации, а дискуссиями в малых социальных группах — прежде всего в семье. Во-вторых, информированность и знание фактов не приводит к позитивному эмоциональному настрою, равно как и к изменениям в  поведении. Недоверие официальным источникам информации и стремление поиска правды в Интернет-источниках, социальных сетях и блогах приводит к усилению коммуникативного разрыва между властью и молодежью. В-третьих, оценка около-олимпиадных событий происходит через формулу уникальности России, проявляющуюся в невозможности довести дело до удачного конца, в неизбежности серьезных проблем, в негативном сравнении с другими (прежде всего  западными) странами. Это свидетельствует о доминировании негативной идентичности среди молодежи.