• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Теории высшего образования и процесс выбор специальности абитуриентами: Социально-сетевой анализ

Соколов М. М., Кнорре А. В., Сафонова М. А.

Рассматриваются основные теории социальных функций высшего образования (образование как накопле­ние ресурсов, востребованных на рынке труда; образование как накопление классовых различий; образование как возрастной мораторий и т. д.), а затем на их основании формируются гипотезы о том, как протекает процесс образовательного выбора. Эти гипотезы проверяются с помощью социально-сетевого анализа поступ­ления в 2012 г. в НИУ «БелГУ». Полученные данные наилучшим образом соответствуют модели оппортуни­стического профессионализма: большинство студентов заранее выбирают одну из наиболее привлекательных (прежде всего, с точки зрения предполагаемой финансовой отдачи) специальностей и готовятся к поступле­нию на нее на протяжении длительного времени; однако при невозможности поступить на нее сравнительно легко переключаются на специальности-субституты. Платные образовательные специальности везде служат низшим благом по сравнению с бесплатными.­